На онлайн-совещании по вопросу нелегального вывоза российского зерна в Казахстан, в котором приняли участие представители федеральных надзорных ведомств и главы областей, граничащих с РК, прозвучало, что незаконный экспорт наносит ощутимый ущерб российской экономике.
Напомним, ранее Омская область предлагала объединиться с Казахстаном для борьбы с «серым рынком» зерна. Также текущей ситуацией в приграничной торговле обеспокоены аграрии Зауралья.
По озвученным данным, в 2019 году в России зафиксировано почти 300 попыток нелегального вывоза зерна. В первом квартале текущего года - 70. Однако это статистика только выявленных случаев. Реальные же объемы неучтенного сбыта на территорию соседнего государства, как считают в Минсельхозе РФ, существенно превышают задекларированные объемы экспорта.
В Омской области, которая ежегодно собирает свыше 3 млн. тонн зерна и около половины этого объема реализует за пределы территории, теневой оборот продукции растениеводства составляет немалую долю в товарообороте.
- По нашим оценкам, в период после уборочной, с сентября по декабрь, только через границу Россия - Казахстан по нелегальным схемам вывозится более 200 тысяч тонн продукции. Из-за этого мы недополучаем ежегодно не меньше 30 млн. долларов,
- рассказал глава региона Александр Бурков.
Оценка ЗМ общего импорта пшеницы в текущем сезоне озвучена в ежемесячном обзоре рынка мягкой пшеницы.
Почему вообще возможно, что через границу вывозится неучтенное зерно, - «ОмскРегион» попросил прокомментировать заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области Ивана Трофимова.
Трофимов считает, что корень проблемы - «в некоторых законодательных нестыковках». Россия и Казахстан входят в ЕАЭС. В связи с этим на границе у них фактически нет таможни, а процедуры контроля за перемещением грузов из одной страны в другую максимально упрощены. Так, пограничная служба не имеет полномочий по проверке документов на грузы, осуществляет только миграционный контроль. Если у перевозчика есть паспорт, есть право собственности на транспортное средство, его без проблем пропустят.
В то же время подразделения Россельхознадзора в пунктах пропуска через государственную границу наделены лишь полномочиями по проверке ввозимой продукции и сегодня в основном заняты выявлением санкционных грузов. Досматривать то, что вывозится, они не вправе.
На территории Омской области расположены четыре пограничных перехода государственной границы с Казахстаном. Однако таможенная служба присутствует только на двух, находящихся в Исилькуле и Черлаке. В Русско-Полянском и Одесском районах, где фиксируется самый массовый незаконный вывоз зерна, у нее нет представителей. Сотрудник же Россельхознадзора не имеет полномочий останавливать транспортные средства.
По мнению Трофимова, введение цифровой системы контроля на зерновом рынке – хорошее решение. Аналогичные системы уже работают в сфере оборота мясной и молочной продукции, алкоголя и позволяют отслеживать движение каждого литра и каждого килограмма произведенной продукции.
- Здесь должно быть то же самое. Произвел. Задекларировал. И дальше все перемещения продукта полностью видны в электронной базе. У нас ведь еще возникают ситуации, когда наше зерно приобретают трейдеры из Южного федерального округа с целью последующей отправки его на экспорт. При этом за рубеж оно идет уже не как омское, а как, условно говоря, краснодарское. Соответственно, его реализация на экспорт нам не засчитывается, а идет в зачет Краснодарскому краю, улучшая его экспортные показатели. С электронной системой контроля такая подмена будет невозможна, поскольку в ней будет виден полный путь зерна - от производителя до покупателя, - уверен Иван Трофимов.
Илья Баринов, генеральный директор ООО «Сибирский комбинат хлебопродуктов», в комментарии изданию заметил, что, если нелегальный вывоз происходит, значит, это кому-то нужно. Баринов приводит пример, что урожайность в приграничных районах Омской области с Казахстаном в разы меньше, чем у аграриев из РК. По его мнению, это легко объясняется тем, что «некоторые производители просто скрывают часть своего валового сбора, потому что в уборочную кампанию обычно нуждаются в денежных средствах и начинают реализовывать урожай прямо «из-под комбайна».
По оценкам эксперта, зерно, купленное у крестьян за наличный расчет, вывозится из хозяйств колоссальными объемами, поскольку казахстанские трейдеры или трейдеры, работающие на Казахстан, чуть ли не дежурят там в это время. При этом в таможенной статистике тот факт, что оно пересекло границу, никак не отображается.
От серых схем страдает как российская экономика в целом, так и предприниматели, работающие открыто и прозрачно.