Как следует из сообщения, открытый три года назад железнодорожный маршрут «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» сегодня функционирует в тестовом режиме, доставляя груз в 3 раза быстрее и дешевле по сравнению с использованием морского сообщения. В настоящее время стальная магистраль, которая связывает 4 государства, играет важную роль как один из ключевых маршрутов возрождающегося в новом качестве «Великого шелкового пути». Поток по «железному» коридору, по наблюдениям экспертов, увеличивается каждый год. В ближайшие месяцы Иран планирует принять уже два контейнерных состава из Пекина. В прошлом году объём перевозок по маршруту «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» превысил 1 тысячу ДФЭ. В 2019 году показатели планируют значительно увеличить. В первую очередь, Иран готов принимать больше грузов с сельскохозяйственной продукцией.
«Этот маршрут важен для Тегерана сразу по нескольким составляющим: политическим, экономическим и социальным. Между Ираном, Казахстаном, Таджикистаном и Китаем есть определенный договор о том, что данная железная дорога будет работать как основная. Увы, но сегодня данное сообщение используется не в полном объеме. Причина – в меньшей степени экономическая, в большей – моральная или именно социальная. Предприниматели Ирана попросту не привыкли, не ввели в деловую привычку работу с этой дорогой. И, как оказывается, зря. Однако экономисты Ирана наблюдают заметный рост интереса местных коммерсантов к данному маршруту. Если еще несколько лет назад к работе с данной сетью привлекали словом, то сегодня красноречиво обо всем говорит практика. Поставка грузов по дороге «Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран» обходится значительно дешевле, нежели по другим путям», —отмечает экономический обозреватель Хамидреза Тахмасби.
В унисон с экономистами за маршрут высказываются и экологи, назвавшие этот способ доставки экологически выгодным и не наносящим вреда окружающей среде.
«Важно, что есть что поставлять по данной дороге. Грузов хватает, Ирану многие из них необходимы. Нам очень нужны поставки сельхозпродукции, нам необходимы автомобильные комплектующие и многое другое. Как мы заметили, наибольший интерес к проекту проявляют именно Иран и Казахстан, возможно, мы первыми смогли рассмотреть потенциал этой дороги», — высказал свое мнение генеральный директор телеканала «Iran Today» Бахрам Хонлар.
Отмечается, что иранские эксперты уверены, что железная дорога откроет дополнительные рыночные горизонты для Казахстана и поможет найти новых партнеров, к примеру, в Индии и Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, по одной из версий, Тегеран может начать субсидирование бизнесменов, которые будут использовать для трансфера данный маршрут.