Задержка со стартом уборочной кампании и низкая урожайность на юге России негативно влияют на старт нового зернового сезона. Аналитики прогнозируют, что в июле на экспорт уйдет около 3 млн тонн зерна, включая 2,2 млн тонн пшеницы,— минимальные значения с 2017 года. Нарастание темпов экспорта ожидается с уборкой урожая в центре и Поволжье, а на рекордные месячные объемы вывоза трейдеры могут выйти осенью, перед возможным введением новых торговых ограничений.
По итогам июля, первого месяца нового сезона, экспорт зерновых из России будет около 3 млн тонн, включая 2,2 млн тонн пшеницы. Это минимальные показатели с 2017 года, следует из презентации «Совэкона». По оперативным таможенным данным, которые приводил Минсельхоз, с начала сезона по 9 июля Россия экспортировала 0,15 млн тонн зерна, включая 0,12 млн тонн пшеницы. Директор «Совэкона» Андрей Сизов поясняет, что в начале сезона экспортеры зависят от фермеров южных регионов. «Но из-за вопросов с урожаем на юге и низких запасов сельхозпроизводители, вероятно, не спешат продавать зерно»,— говорит он.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько связывает невысокие темпы экспорта в июле не только с относительно низким урожаем на юге, но и с более поздним началом уборки. «Если в последние годы пшеницу начинали убирать в последней декаде июня, то в этом году — в первых числах июля»,— говорит он. Кроме того, на темпах вывоза в июле сказались и цены на зерно в Турции, которые были ниже котировок у российских экспортеров, добавляет господин Рылько. По данным «Совэкона», средние цены на российскую пшеницу с 12,5-процентным протеином на неделе выросли с $202 до $208,5 за тонну (FOB). Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский добавляет, что задержка с уборкой и низкая урожайность на юге привели к росту стоимости пшеницы и на внутреннем рынке: за последние две недели котировки выросли с 12,5 тыс. до 13,8 тыс. руб. за тонну.
Фермеры, со своей стороны, видели, что экспортеры готовы покупать зерно по практически любой стоимости, и еще больше повышали котировки, рассказывает он. В этом сезоне, продолжает эксперт, трейдеры, вероятно, будут заключать большие контракты после увеличения темпов уборки урожая в центре и Поволжье. Сейчас на юге собрали 60–70% зерна, а в центре — не более 10%, указывает господин Сизов.
Игорь Павенский тем не менее считает, что июль будет неплохим месяцем для экспортеров, несмотря на задержки с началом уборки. Он оценивает вывоз зерновых по итогам месяца на уровне 3,3–3,5 млн тонн, включая 2,5–2,7 млн тонн пшеницы. Эти объемы ниже рекордных показателей 2018–2019 годов, но сопоставимы и даже превышают результаты 2016–2017 годов, когда экспортировалось до 2,7 млн тонн зерна, говорит господин Павенский. В «Русагротрансе» ожидают, что к осени темпы российского экспорта ускорятся и достигнут 5,5–6 млн тонн зерна в месяц.
В конце года созреет урожай в Австралии, что усилит конкуренцию для российского зерна на рынках Юго-Восточной Азии и будет негативно влиять на цены, указывает он. Кроме того, рассуждает эксперт, невозможно предугадать, как будет вести себя регулятор, введет ли во второй половине сезона квоту на экспорт зерна и в каком объеме. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев ранее говорил, что квотирование экспорта зерна планируется сделать постоянным, а параметры механизма для текущего сезона могут быть определены в октябре. По прогнозам «Совэкона», в сезоне-2020/21 Россия экспортирует 48,3 млн тонн зерна, включая 37,8 млн тонн пшеницы.