Россия хочет потеснить Казахстан на его традиционном рынке экспорта зерна в Среднюю Азию.
Россия, которая вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы, не теряет экспортного аппетита и агрессивно ищет новые рынки сбыта зерна, вытесняя конкурентов экспортеров этой продукции с их освоенных рынков. Значительно потеснила Россия и Казахстан, например в Закавказье. Азербайджан, который был несколько лет назад значительным рынком сбыта зерна для Казахстана, сейчас импортирует зерно, в основном из России.
Производители зерна из российской Сибири уже несколько лет подряд получают хорошие урожаи, но рынок сбыта продукции по-прежнему достаточно ограничен из-за высоких транспортных издержек железнодорожными перевозками. Они уже освоили Монголию, Китай, поставляют зерно в Казахстан и другие страны. Но экспортный потенциал, по словам полпреда президента РФ в Сибирском Федеральном округе (СФО) Сергея Меняйло слишком высок, чтобы вывезти все лишнее зерно – около 5 млн. тонн. Сибирские зерновики рвутся на рынки Средней Азии, в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Но на их пути лежит огромный Казахстан, а его железнодорожные тарифы слишком «кусаются», чтобы довести зерно в эти страны в конкурентной форме.
На совещании о проведении уборочных работ в Сибирском федеральном округе губернатор Омской области Александр Бурков заявил, что высокие цены, установленные Казахстаном за транзит сибирского зерна железнодорожным транспортом, ограничивают развитие экспорта зерновых в страны Средней Азии. Тарифы, установленные Казахстаном для российских компаний, на 16% превышают аналогичные, предлагаемые Россией казахстанским аграриям.
«Омские аграрии могут сегодня обеспечить зерном и масличными культурами экспортный рынок в Узбекистане, Таджикистане и даже в Афганистане, но при этом мы видим, что транзитный провоз по территории Казахстана по железной дороге на 16% выше для российских кампаний, чем для казахстанских кампаний по территории РФ. При этом мы имеем единое таможенное пространство. Мне кажется, здесь надо вмешиваться на уровне Министерства экономического развития и Минсельхоза РФ в урегулирование этой тарифной политики — это позволило бы нам увеличить объемы экспорта в страны Средней Азии», — сказал Бурков.
По сути, Протокол комиссии ЕАЭС предусматривает единые транспортные тарифы для стран членов этого Союза, но все договоренности нередко нарушаются со стороны почти всех стран участниц в целях получения конкурентных экономических преимуществ. И Казахстан здесь не исключение.
Заместитель полпреда президента РФ в СФО Вадим Головко поддержал омского губернатора, отметив, что эта проблема затрагивает все сибирские регионы, которые экспортируют зерно. Директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Роман Некрасов заявил, что министерство через Евразийскую экономическую комиссию будет добиваться равных условий ведения бизнеса для всех предпринимателей, входящих в Евразийский экономический союз.
По данным Минсельхоза РФ, в регионах Сибири в 2019 году было собрано 14,7 млн. тонн зерновых и зернобобовых. Сибирский федеральный округ является одним из ведущих сельскохозяйственных макрорегионов России. Крупнейшие производители зерна в СФО — Алтайский край и Омская область. В 2019 году в Алтайском крае собрано около 4,2 млн. тонн зерна в весе после доработки, в Омской области аграрии собрали более 3 млн. тонн урожая.
Как дела в этом вопросе пойдут дальше, пока не ясно. Ясно пока только одно Казахстан теряет позиции крупного экспортера зерна под напором активной российской экспортной зерновой политики.