Отраслевые союзы и ассоциации направили предложение президенту Касым-Жомарту Токаеву по утильсбору на сельхозтехнику.
В письме озвучивается просьба рассмотреть в Мажилисе Парламента проект Экологического кодекса.
- В Послании народу РК Вами было озвучено: «Госрегулирование может быть оправдано только защитой здоровья граждан и экологии». Несмотря на вышесказанное, в Экологическом Кодексе смешиваются понятия «экология» и «стимулирование производства». Большая часть денег, взимаемых с помощью утильбора на автотранспорт, сельскохозяйственную технику и кабель, направляется на поддержку нескольких избранных предприятий.
Госрегулирование носит ярко выраженный избирательный характер. Ущемляются права многих компаний, резко ограничивается конкуренция. Данная мера обосновывается развитием промышленности, однако на практике, декларируемые благие намерения приводят к обратному эффекту, - отмечают подписанты и аргументируют проблемы АПК после введения утилизационного сбора на сельхозтехнику:
- Резко выросли цены на сельхозтехнику. Увеличение цены составляет до 31%, а за 6 лет рост в 2-3 раза, причем отечественная сборка растет в цене даже быстрее, несмотря на то, что она освобождается от НДС и пошлин, а на производительную сельхозтехнику введен НДС.
- Скорость обновления парка техники упала, планы расширения откладываются.
- Производство сельхозтехники остается на зачаточном уровне – местная сборка покрывает не более 30% потребности в количестве и 5% в ассортименте. Подсчет локализации искаженный. Зачастую, техника приходит в РК уже полностью собранной.
Имеет место дискриминационный подход в выборе получателей стимулирования от Оператора РОП. Введено барьерное требование к новым заводам о том, что соглашения о промышленной сборке могут заключаться только с компаниями, построившими полноценный завод с линиями сварки и покраски. Для действующих заводов такого требования не было, и нет. То есть, созданы монопольные условий для узкого круга компаний, где аграрии оказались жертвой интересов.
Дальнейшее повышение цен на продукты питания и прочие факторы, не были просчитаны авторами утильсбора на сельхозтехнику.
Расходование средств утилизационного сбора
Расходование денежных средств, получаемых за счет утильсбора производится ТОО «Оператор РОП» по своим собственным правилам. Ни один государственный орган не уполномочен контролировать и определять порядок использования этих денег.
Утильсбор на автотранспорт, сельхозтехнику и кабель приводит к значительному ухудшению экономического положения тысяч компаний, сотен тысяч работников и миллионов потребителей. При этом выгоду получают только единичные представители в каждой отрасли.
Учитывая важность принятия нового Экологического кодекса, а также текущего экономического кризиса, просим поддержать нас и поручить Правительству РК:
1) Исключить из проекта Экокодекса нормы по использованию средств утилизационного сбора на стимулирование производств сельхозтехники, кабеля и автомобильных производств;
2) Установить новые ставки утилизационного сбора в размере, необходимом исключительно для утилизации, без расходов на стимулирование производств;
3) Установить в проекте Экокодекса РК порядок расходования средств утилизационного сбора, а также контроль со стороны уполномоченного государственного органа;
4) Исключить самоходную сельхозтехнику из расширенных обязательств производителей либо включить ее в систему собственного сбора, транспортировки и утилизации поставщиками и производителями.