Казахстанский оператор вагонов АО «Астык Транс» проанализировал: сможет ли Китай заменить иранское направление сбыта для казахстанского ячменя.
Отмечая, что каждый год имеет свои особенности, оператор подчеркивает значительное сокращение географии перевозок и увеличение нагрузок на существующие направления.
Что касается ячменя, то основной покупатель - Иран, на фоне высоких цен и проблем с платежами, в разы сократил закуп казахстанской зерновой. С начала сезона периодичность отправки ячменя в Исламскую Республику гораздо ниже предыдущих.
Напомним, согласно таможенной статистике, экспорт ячменя в Иран в 2018 году составил 1597 тыс. тонн, в 2019-м - 1438 тыс. тонн, за 9 месяцев 2020-го - всего 466,5 тыс. тонн.
Более того, в Астык-Трансе отмечают, что активизации перевозок в данном направлении не наблюдается, за исключением редких сообщений.
В то же время, на сайте компании указывается, что появился спрос со стороны Китая.
Всего за 9 месяцев 2020 года перевозки в зерновозах в Китай действительно выросли на 22%, а экспорт продукции на 15%. За отчетный период хопперы, увеличив долю с 8% в 2019 году до 21% в текущем, перевезли в три раза больше зерна в направлении КНР.
Что касается ячменя, то за 9 месяцев 2019-го в КНР экспортировано 13,4 тыс. тонн, в 2020-м уже 107,7 тыс. тонн (рост в 8 раз). Для сравнения: спрос со стороны Ирана - 1 500 тыс. тонн ячменя.
Несмотря на положительную динамику, в компании резюмировали, что казахстанский рынок рискует лишиться экспорта почти миллиона тонн ячменя, так как «разгрузочные ресурсы Китая достаточно ограничены, и повлиять на этот процесс Казахстан не может».