Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
usd427.55eur515.84rub5.75cny66.24
В направлении КНР простаивают 849 вагонов участников Зернового союза Казахстана 10.02.2021 в 14:29 418 просмотров

На сегодняшний день в составе «брошенных» поездов назначением ст. Достык (эксп.), ст. Алтынколь (эксп.) только по компаниям Зернового союза Казахстана длительное время, а именно в течение 123 суток или 4 месяцев простаивают 849 вагонов с продовольственным грузом.  Некоторые груженые вагоны находятся без движения с 30 сентября 2020 года, то есть фактически с начала нового сезона. В количественном и денежном выражениях простаиваемый продовольственный груз оценивается в более чем 57 тысяч тонн на сумму 6,9 млрд. тенге или 16,5 млн. долларов США.

Скопление вагонов наблюдается как на станциях перехода границы, так и на разъездах и станциях на пути следования к ним. То есть груженые вагоны разбросаны по всему маршруту следования. Грузоотправители опасаются за сохранность такого груза и надеются на неукоснительное исполнение Национальным перевозчиком своих обязательств по обеспечению сохранности груза, принятого им к перевозке, как это требуется законодательством Республики Казахстан и условиями заключенных договоров.

Качество простаиваемого продовольственного груза с наступлением потепления ухудшится, и китайские импортеры в лучшем случае потребуют пересмотра условий заключенных контрактов не в пользу казахстанских экспортеров, в ином случае – расторгнут эти контракты. При любом случае, можно с уверенностью утверждать о предстоящих значительных убытках казахстанских экспортеров зерна. Поэтому участники рынка считают справедливым, если бы в случае возврата груженых вагонов грузоотправителю Национальный перевозчик произвел перерасчёт стоимости провозной платы (тарифа) от станции отправления до фактической станции дислокации груза, с которой производится его возврат.

По информации Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (КазАПО) компании несут финансовые потери и убытки по простою арендованных вагонов, а собственники вагонов оказались заложниками ситуации и так же несут потери из-за выпадения вагонов из оборота. Вагоны собственников превратились в склад на своих осях. Ежедневно по самым скромным подсчетам, только собственники вагонов КазАПО теряют в сутки более 19 миллионов тенге (из расчета минимальной ставки 8 тыс. тенге за вагон/сутки).

Такое положение дел сложилось несмотря на отчеты Национального перевозчика о полном контроле над ситуацией, проведении регулярных переговоров и ожидания, что китайская администрация примет со своей стороны меры по урегулированию этой проблемы. Но действительность такова, что если в ноябре 2020 года скопление вагонов с продовольственным грузом составляло 1700 единиц, то к концу января 2021 года, как это следует из информации Национального перевозчика, количество простаивающих и скопившихся груженых вагонов с продовольственным грузом увеличилось и составило 3700 единиц (увеличение более чем в 2 раза!).

К сожалению, Национальный перевозчик не практикует ежедневное опубликование на своем официальном сайте оперативной информации о количестве простаивающих, вновь прибывших, доставленных и переданных китайской стороне груженых вагонов (в идеале по номерам вагонов). Участникам рынка непонятно, какими принципами руководствуется Национальный перевозчик при доставлении и передаче вагонов китайской стороне. Объективно, все ожидают, что ранее принятые к перевозке грузы должны доставляться Национальным перевозчиком приоритетно в отношении других, более поздних заявок. Но сложившаяся практика показывает обратное. Когда Национальный перевозчик информирует участников рынка о ежедневном переходе границы нескольких поездов с продовольственным грузом, возникает логичный вопрос: чьи груженые вагоны ежедневно доставляются и передаются китайской стороне, если 849 вагонов участников Зернового союза Казахстана простаивают с 30 сентября 2020 года. Поэтому не прозрачная работа Национального перевозчика создает нездоровую атмосферу и основания полагать о его предвзятости и предоставлении необоснованного приоритета отдельным грузоотправителям.

Зерновой союз Казахстана обратился в Администрацию Президента Республики Казахстан, Канцелярию Премьер-министра Республики Казахстан, в заинтересованные государственные органы, АО «НК «КТЖ» и НПП РК «Атамекен» с просьбой обеспечить прозрачность в деятельности Национального перевозчика на станциях перехода Достык и Алтынколь, а также принятие реальных мер по урегулированию ситуации по перевозке продовольственных грузов в направлении КНР.

Вернуться к списку новостей