Экспортеры сои в США столкнулись с, пожалуй, самым напряженным и сложным с точки зрения логистики летом из-за беспрецедентного отставания поставок закупленных Китаем соевых бобов и наводнений на Среднем Западе США.
Несмотря на то, что надежды на скорое заключение торговой сделки между США и Китаем почти нет, около 7 миллионов тонн соевых бобов, закупленных до срыва переговоров в прошлом месяце, необходимо будет доставить в Пекин в ближайшие месяцы, отмечают американские экспортеры и отраслевые аналитики.
Китай столкнется с большими штрафами, если попытается отменить заказы, и, как крупнейший импортер сои в мире, ему все еще требуются соевые бобы, говорят трейдеры. Отмена сделок, заключенных в ходе торговых переговоров ранее в этом году, также может усилить дипломатическую напряженность.
«Существуют некие договорные обязательства, поэтому необходима взаимно согласованная цена отмены, иначе это будет считаться срывом сделки», — говорит американский экспортер сои, пожелавший остаться неназванным.
Издержки, связанные с расторжением контракта, будут варьироваться от продавца к продавцу и могут составлять от сотен тысяч до миллионов долларов за партию, в зависимости от того, насколько дешево и легко экспортер может выйти из хеджирования и обязательств по фрахту.
Китайские импортеры и американские экспортеры могут вместо этого попытаться перенести доставку на даты после сентября, когда начнется сбор следующего урожая в США. В противном случае американские экспортеры, все еще сталкивающиеся с задержками в связи с наводнениями, могут попытаться сослаться на форс-мажорные обстоятельства, считают трейдеры.
Задержка поставок в Китай до окончания сбора урожая приведет к увеличению запасов сои в США и снижению цен, что спровоцирует финансовые затруднения в сельскохозяйственном секторе США.
Запасы сои в США достигли рекордно высокого уровня в этом году, поскольку продажи в Китай упали до самого низкого уровня за 16 лет после того, как Пекин ввел высокие тарифы на поставки из США в ответ на американские пошлины на китайские товары.
Китайские государственные компании приобрели миллионы тонн американской сои в рамках шести этапов закупок с декабря по март, когда надежды на заключение торговой сделки были высоки. Фирмы обычно покупали более 2 миллионов тонн за раз у мировых трейдеров.
Последние две волны закупок 7 и 28 марта общим объемом не менее 4 миллионов тонн для поставки с июня по сентябрь были частью обязательств по закупке 10 миллионов тонн, принятых китайской стороной в ходе торговых переговоров в Вашингтоне.
Из-за роста экспортных цен на соевые бобы в США Китай не заключил сделки по остальным обязательствам, прежде чем торговые переговоры провалились в мае. В связи с ухудшением отношений дополнительных закупок в ближайшее время не ожидается.
Американские экспортеры с января загружают в среднем от 4 до 5 грузовых судов в Китай в неделю, и ожидается, что этот темп начнет расти в этом месяце, так как начнут отправляться партии, заказанные в марте.
Экспортеры США должны будут отгружать около 2,3 млн. тонн соевых бобов в месяц до конца августа в Китай до следующего урожая в США, чтобы выполнить свои обязательства.
По данным правительства США, за последнее десятилетие экспорт сои из США по всем направлениям составлял в среднем около 1,5 млн. тонн в месяц в июне, июле и августе. Поставки в Китай составляли менее 400 000 тонн.
Помимо этого, беспрецедентное наводнение на реке Миссисипи затруднило деятельность крупнейшего американского порта по доставке зерна в Новом Орлеане и сделало поставки из обширных участков фермерского пояса Среднего Запада в основном недоступными.
По данным Reuters, по меньшей мере, восемь судов загружались или ожидали загрузки предназначенной для Китая соей на трех крупных экспортных терминалах Мексиканского залива на прошлой неделе.
Лето в северном полушарии, как правило, является низким сезоном для экспортеров сои в США, поскольку южноамериканские соевые бобы доступны для экспорта. Более трех четвертей всех поставок обычно отправляются из Соединенных Штатов после сбора урожая.
«Время идет, если они должны отгрузить все до августа, и с логистикой проблемы … возможно, доставка не может быть произведена вовремя», — отмечает крупный пекинский трейдер.