Введение в Казахстане экспортных пошлин на пшеницу и семена масличных культур, или запрета их вывоза, не приведет к заметному улучшению ситуации на внутреннем рынке, а скорее может оказать отрицательный эффект. Об этом говорится в ответе премьер-министра РК Аскара Мамина на официальный запрос депутата Мажилиса Парламента Аманжана Жамалова, который предлагал рассмотреть возможность введения ограничительных мер при экспорте из страны пшеницы и семян масличных культур.
Как напомнил глава правительства, законодательством РК предусмотрена возможность установления временных запретов или количественных ограничений экспорта в исключительных случаях для предотвращения либо уменьшения критического дефицита на внутреннем рынке, охраны жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды и обеспечения национальной безопасности. При этом срок действия ограничительных мер не может превышать 6 мес.
Что касается применения экспортных таможенных пошлин, то в рамках ВТО Казахстан обязуется не повышать экспортные пошлины по отношению к семенам рапса более чем 6%, но не менее 11,4 евро/1000 кг. В рамках Договора о зоне свободной торговли между странами СНГ Казахстан обязуется не применять экспортные пошлины в отношении соевых бобов, семян рапса и семян подсолнечника более чем 20%, но не менее 30 евро/1000 кг. В отношении третьих стран установление ставки экспортной таможенной пошлины в отношении пшеницы ограничено, в размере 20%, но не менее 60 евро/1000 кг.
«Однако данная мера по отношению к пшенице является экономически необоснованной, так как нет угрозы для внутреннего рынка и обеспечения продовольственной безопасности», - считает А.Мамин.
«Возможное введение экспортных пошлин на масличные культуры приведет к риску снижения площадей возделывания маслосемян, что еще больше увеличит дефицит сырья и повысит их цену», - добавил премьер-министр.