Производители зерна Курганской области просчитывают прибыльность продажи на экспорт с учетом измененных Минсельхозом РФ условий. В частности, из приказа ведомства исключено 12 регионов, на железнодорожные станции которых зерно перевозится по льготному тарифу, а мера была направлена на развитие внутреннего сбыта. Отметим, отведенная ранее квота в 7 млн тонн на экспорт была полностью выбрана в апреле. С июля экспортные поставки зерна, кроме стран ЕАЭС, прекращаются.

Курганская область в течение апреля вывезти полностью отведенную квоту в 195 тыс. тон зерна не успела. Порядка 100 тыс. тонн из этой цифры приходится на трейдера Олега Колташова, который, впрочем, сохраняет уверенность в успешности дела.

«Приказ Минсельхоза вступает в действие к 10 мая. Многие еще успеют вывезти. Мы брали на себя обязательства вывезти под 100 тыс. тонн и надеемся их выполнить. Сейчас Минсельхоз подстраховывается и вводит ограничительные меры, опираясь на статистику. Однако данные некорректны, поскольку не учитываются объемы нелегального вывоза из Челябинской, Курганской, Омской областей в Казахстан, откуда пшеница потом идет в регионы Средней Азии. В целом по России такие отправки составили 1-1,2 млн тонн. В Курганской области, по моему мнению, вывезли порядка 200-250 тысяч тонн. Минсельхоз предпринял меры и организовал продажу 1,5 млн тонн зерна из инвентаризационного фонда. Покупка в интернете на сегодняшний день остановилась – потребители не готовы работать по предоплате», – рассказал Олег Колташов.

В целом предпринятые федералами меры привели к небольшому снижению цен на зерно на российском рынке. За апрель, по оценке специалистов Курганского зернового союза, они упали на 1,5 рубля за килограмм. В Зауралье при этом собственные запасы зерна в инвентаризационном фонде (180 тыс. тонн) были полностью распроданы. Основными покупателями выступили птицефабрики и свинокомплексы Свердловской и Челябинской областей. Мукомольные заводы в значительной части также закупили зерно впрок.

«Курганская область производит 1,8 млн тонн зерна. Из них 220-230 тонн уходит на посев, около 300 тысяч тонн – на мукомольные заводы, 200 тыс. тонн потребляет население. Остальное – от 700 тыс. до 1 млн тонн – уходит на экспорт», – делится эксперт Курганского зернового союза.

С сокращением списка регионов, куда зерно перевозится по льготным тарифам, производители почувствуют и падение прибыли. По словам Олега Колташова, если на портах цена за килограмм пшеницы 4 класса доходила до 18 рублей, то в регионах запада и северо-запада России, где сохранился льготный ж/д тариф, она составляет 16-17 рублей. При этом сохраняется выгода продажи зерна в Казахстан из-за экономии на перевозке.

«Цена в Средней Азии просто космическая: за 3 класс 240 долларов за тонну, 4 класс – 215 долларов», – отмечает предприниматель.

При дальнейшем снижении цены на внутрироссийском рынке поставки в Казахстан из приграничных регионов все более выгодны, и производители, придерживавшие у себя объемы в надежде на открытие экспортных квот в третьем квартале 2020 года, могут переориентироваться на ближнее зарубежье.

«Покупка зерна Казахстаном – это ситуация одного года. В прошлом году из-за засухи мукомольные заводы в приграничных районах были загружены только на 35-40% за счет собственного зерна. Остальное закупалось в России. Обычно мощности мельницы загружены на 70-80%. Если в этом году в Казахстане урожай будет – закуп у нас естественно прекратится», – отмечают в Курганском зерновом союзе.

Однако с учетом метеопрогнозов крайне жаркого лета, в том числе для Урала и северных районов Казахстана, нелегальный вывоз зерна на территорию союзного государства вряд ли прекратится.

«В Казахстан идет так называемый серый поток. Государство не получает налоги от сбыта неучтенного зерна. Фермеры, а мелкие фермерские хозяйства – основная категория поставщиков – готовятся к таким продажам и реальный валовый сбор у себя не показывают. Пишут 12 центнеров с гектара вместо 20 центнеров», – поясняют в союзе.

Местными властями эффективных методов, препятствующих нелегальным поставкам в Казахстан, пока не предложено.

В Департаменте АПК Курганской области ситуацию прокомментировать не смогли, отметив, что работа в этом направлении должна проводиться органами таможни. По сведению источников издания, близких Уральскому таможенному управлению, следующий в страны ЕАЭС транспорт проверяется лишь выборочно, и выявить нелегальные поставки затруднительно. Россельхознадзор, в свою очередь, отлеживает лишь задекларированный товар, получивший сертификаты соответствия фитосанитарным требованиям.