Отраслевые ассоциации АПК обсудили пути и механизмы реализации Послания Главы государства Токаева К.К. народу Казахстана, озвученного 1 сентября 2020 года, в части развития АПК, и пришли к общему мнению, что одним из условий исполнения задачи, поставленной Президентом РК, по повышению производительности труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза является своевременное обновление сельхозтехники, как минимум поддержание текущего уровня, а желательно увеличение темпов обновления. Повышение производительности невозможно без качественной, высокопроизводительной и, главное, доступной сельхозтехники, выбирать которую волен каждый фермер самостоятельно в зависимости от собственных производственных задач и предпочтений.
Однако сдерживающим фактором по реализации данного поручения является ежегодное повышение цен на все виды сельхозтехники. Например, цена в тенге за последние 5 лет на комбайн CLAAS Tucano 440 выросла на 175%, у комбайна Есиль КЗС-760 – на 152%, у комбайна Вектор KZ 410 – на 116%, у комбайна John Deere W660 – на 85%. Это связано как с девальвацией национальной валюты, которая негативно отразилась на ценах, так и с решениями, принимаемыми государственными органами, например, введение утилизационного сбора на сельхозтехнику, а также действующие нормы Налогового кодекса РК по уплате импортной пошлины и НДС на сельхозтехнику и запасные части.
В этой связи профильные отраслевые ассоциации, включая Зерновой союз Казахстана, обращаются в адрес Министерства сельского хозяйства РК с предложением включить в Общенациональный план по реализации Послания Главы государства следующие пункты:
1. Повышение доступности сельскохозяйственной техники для сельхозтоваропроизводителей, через отмену утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику
Введенный в 2019 году утилизационный сбор на сельскохозяйственную технику крайне негативно влияет на ценообразование на рынке и темпы обновления сельхозтехники. Только в текущем году цены на сельхозтехнику выросли более чем на 15%. С учетом того, что начальные ставки утильсбора на тракторы составляют свыше 11 млн тенге на единицу, а на комбайны - 12,5 млн тенге, становится очевидно, что эти по сути дела налоги отражаются и на цене для конечного потребителя, то есть фермера. Об этом отраслевые ассоциации неоднократно предупреждали в своих письмах Министерство сельского хозяйства, Министерство индустрии и инновационного развития, приводили аналитику по средней цене на единицу техники, которая росла из года в год при снижающейся по экспоненте численности приобретаемой техники.
Считаем, что для развития отечественного сельхозмашиностроения государством приняты существенные меры поддержки, и поэтому даже без введения утильсбора казахстанские сборочные производства в настоящее время имеют достаточные условия для повышения своей конкурентоспособности. Так, им предоставлены преференций в виде: освобождения от уплаты НДС (12%) и импортных пошлин (10%), инвестиционных субсидий из республиканского (25%) и местного (10%) бюджетов, льготного лизинга через АО «БРК-лизинг», льготного кредитования по линии СПК и прочих фондов.
Вместе с тем, отмечаем устойчивую тенденцию, которая демонстрирует низкую эффективность государственной поддержки. Например, несмотря на принятые меры цены на продукцию отечественных сборочных предприятий за последние пять лет выросла в несколько раз. Это могло произойти вследствие девальвации национальной валюты и соответствующего удорожания стоимости импортных комплектующих, указывающего на низкий уровень локализации производства, а также серьезного увеличения маржинальности сборочных производств в Казахстане.
Задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны, а также объективная необходимость принятия взвешенных мер в период преодоления экономического кризиса требуют пересмотреть Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 695 «Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)» с целью исключения сельскохозяйственной техники из этого списка.
2. Обеспечение прозрачности и общественного контроля над распределением средств, поступающих во внебюджетные фонды.
Пункт 4-1 статьи 16 Экологического кодекса РК наделяет Правительство РК полномочиями в части определения или учреждения оператора расширенных обязательств производителей/импортеров. В настоящее время нет никакой информации о распределении собранных ТОО «Оператор РОП» средств, количестве утилизированной техники, что ставит под сомнение эффективность деятельности компании, а также идет в разрез с поручением Главы государства в части жесткого общественного мониторинга компаний.
3. Содействие увеличению темпов обновления сельхозтехники
Для достижения поставленных задач, связанных с повышением производительности труда в 2,5 раза, и полноценной поддержки сельхозтоваропроизводителей в части увеличения темпов обновления сельхозтехники предлагается отменить уплату импортной пошлины и НДС на сельскохозяйственную технику и запасные части для всех производителей, а также увеличить объемы инвестиционного субсидирования на приобретение сельскохозяйственной техники до 50% из всех бюджетных источников.