usd430.51eur505.72rub5.51cny64.14
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
ЗСК разработан проект закона, предусматривающего полный государственный учет движения зерна 14.10.2020 в 12:19 414 просмотров

Весной текущего года Зерновым союзом Казахстана на различных площадках, совещаниях, а также в СМИ высказывались предложения по изменению действующего законодательства о зерне для создания единой системы полного государственного учета движения зерна и продуктов его переработки.

За этот период Зерновым союзом был разработан проект Закона РК «Об обращении зерна и продуктов его переработки», обсужден среди участников Союза и в настоящее время выносится на всеобщее обсуждение.

Разработанный законопроект направляется на рассмотрение в профильные комитеты Мажилиса и Сената Парламента РК, Министерство сельского хозяйства РК, Министерство финансов РК, Министерство торговли и интеграции РК, Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен», Союз зернопереработчиков Казахстана, Ассоциацию фермеров Казахстана и другим профильным ассоциациям и союзам.

Действующий закон Республики Казахстан «О зерне» был принят в 2001 году и за этот период претерпел большое количество изменений, существенными из которых являются:

  1. внедрение электронных зерновых расписок;
  2. исключение норм, предусматривающих формирование и управление государственными ресурсами зерна;
  3. децентрализация государственного контроля на зерновом рынке.

Согласно действующему закону оперативный учет в автоматизированном режиме внедрен только в отношении движения зерна, и только на лицензированных хлебоприемных предприятиях, которые ведут данный учет в Государственном электронном реестре держателей зерновых расписок. Учет зерна, осуществляемый на прочих элеваторах и хлебоприемных предприятиях, токовых хозяйствах, а также складах сельхозтоваропроизводителей, в силу их отсутствия в Государственном электронном реестре, не отвечает условиям полноты учёта и создает предпосылки для потенциального искажения официальных сведений о наличии, движении и качестве зерна. Кроме того, отсутствие единого централизованного учета на всех предприятиях, участвующих в обороте зерна, создает условия для легализации зерна сомнительного происхождения и развития теневого рынка и, как следствие, является источником бюджетных потерь от недополучения обязательных налогов и сборов.

На начальном этапе внедрения электронных зерновых расписок были выявлены недоработки как в функциональной части информационной системы, так и в вопросах правового регулирования обращения зерновых расписок. Усилиями участников зернового рынка, НПП РК «Атамекен» и профильных ассоциаций (союзов) большинство недоработок было устранено. В настоящее время система электронных зерновых расписок является востребованной и может быть расширена для применения в сфере обращения продуктов переработки зерна, а также принята за основу для внедрения полного учёта движения зерна и продуктов его переработки.

Так, в законопроекте предложено формирование единой государственной информационной системы по учёту зерна и продуктов его переработки на базе действующего Государственного электронного реестра держателей зерновых расписок и информационных систем, поддерживающих его функционирование. Предусматривается внедрение государственного учёта зерна как произведенного отечественными зернопроизводителями, так и ввезенного на территорию Республики Казахстан в режиме импорта, формирование национального и региональных балансов, а также прослеживаемости зерна и продуктов его переработки от производителя до потребителя. Введено понятие «складская расписка» и создана правовая основа для их обращения.  Следует отметить, что внедрение механизма прослеживаемости продукции, а также применение складских свидетельств (расписок) предусмотрено соглашениями ЕАЭС, подписанными в том числе Казахстаном. Внедрение полного учёта движения зерна и продуктов его переработки позволит иметь на постоянной основе достоверные сведения об объемах производства, переработки, внутренней и внешней торговле зерном и продуктами его переработки в режиме реального времени, а также создаст реальную основу для дальнейшей цифровизации данной сферы, включая интеграцию в информационные системы органов государственных доходов и национальной статистики.

Упразднение государственных ресурсов зерна, предназначенных для регулирования внутреннего рынка, финансирование которых осуществлялось из средств республиканского бюджета, привело к тому, что Продкорпорация лишилась правовой основы формирования ресурсов для регулирования внутреннего рынка, но все же формировала и обеспечивала хранение резервного запаса зерна, но уже за счет собственных и привлеченных средств. Ограниченные в этом возможности Продкорпорации не позволяли гарантировать достаточным образом внутреннее обеспечение зерном в необходимых случаях. В предлагаемом законопроекте предусматриваются нормы, создающие правовую основу для выполнения Продкорпорацией функции по управлению резервным запасом зерна, а также определены источники финансирования такой функции Продкорпорации.

Из нововведений в законопроекте следует отметить нормы, определяющие назначение и виды зернохранилищ. Одним из важных предложений в законопроекте является введение понятия «обособленный пункт погрузки зерна и продуктов его переработки», который находится вне территории хлебоприемного пункта, но будет функционировать как единый комплекс. Такой комплекс наряду с элеваторами и хлебоприемными пунктами, имеющими пункты погрузки на своей территории, является объектом государственного контроля за соблюдением требований к безопасности зерна и продуктов его переработки, в том числе при отгрузке указанной продукции на экспорт.

Для проверки готовности элеваторов и хлебоприемных пунктов к приему нового урожая в законопроекте предусмотрено проведение ежегодного технического обследования указанных видов зернохранилищ. При этом в комиссию по обследованию предлагается включить представителей НПП РК «Атамекен» и профильных ассоциаций (союзов).

Учитывая опыт введения запретов и количественных ограничений экспорта зерна и продуктов его переработки в законопроекте предусмотрены основания для их введения, включая необходимость подготовки анализа регуляторного воздействия и оценку последствий такого решения для зернового рынка.

Наряду с вышеназванными основными нововведениями в законопроекте определены формы государственного регулирования в сфере обращения зерна и продуктов его переработки, в том числе исчерпывающий перечень видов государственного контроля.

В результате принятия законопроекта ожидаются следующие результаты:

  1. полный оперативный учет в автоматизированном режиме на всех этапах движения зерна и продуктов его переработки;
  2. мониторинг в режиме реального времени наличия и качества зерна и продуктов его переработки, а также объемов их торговли, включая экспорт;
  3. устранение условий для функционирования теневого рынка зерна и продуктов его переработки;
  4. обеспечение достоверности статистических отчетов о наличии зерна и продуктов его переработки;
  5. улучшение налогового администрирования при обращении зерна и продуктов его переработки.

Законопроект предлагается к обсуждению всеми заинтересованными государственными органами и организациями, а также участниками зернового рынка.

Вернуться к списку новостей