Из публикаций в средствах массовой информации стало известно, что на втором заседании Комиссии по земельной реформе было принято решение рекомендовать Правительству Казахстана осуществить передачу информационной системы «Колдау» из Министерства финансов в ведение Министерства сельского хозяйства.
Участникам зернового рынка ИС «Колдау» известна по широкому спектру предлагаемых интернет-сервисов. Стоит отметить, что за период с момента внедрения этой информационной системы разработчиками проведена большая работа по расширению ее функционала, полезного как участникам рынка, так и заинтересованным государственным органам. Главным ее достоинством стала возможность оперативного оформления операций с зерном в режиме онлайн, что получило широкую поддержку со стороны участников зернового рынка.
В связи с предстоящим процессом передачи ИС «Колдау» из ведения одного министерства в другое, объективно возникает опасение, связанное с издержками, как правило, сопутствующими таким процессам. Эти издержки могут напрямую коснуться каждого участника зернового рынка, в том числе негативно отразившись на результатах их деятельности. Во избежание указанных последствий и дестабилизации зернового рынка крайне важно определить оптимальные сроки приема-передачи ИС «Колдау», взвешено оценив техническую и кадровую готовность МСХ РК безболезненно для рынка принять и поддерживать бесперебойную работу системы. Любое изменение существующего порядка оформления операций с зерном или ухудшение качества услуг ИС «Колдау» в процессе или после ее передачи в МСХ РК вызовет обоснованные претензии со стороны большого количества участников зернового рынка. На наш взгляд, и Минфину, и МСХ РК объективно потребуется определенное время, чтобы достаточно подготовиться и провести согласованную работу с учетом требования о минимизации негативных последствий в процессе приема-передачи ИС «Колдау».
Также не стоит забывать, что в настоящее время реализуются несколько проработанных планов, связанных с выполнением поручений Главы государства по развитию добросовестной конкуренции и борьбе с теневым рынком. Так, в числе инструментов реализации этих поручений рассматриваются развитие биржевой торговли зерном, внедрение полного государственного учёта зерна, стимулирование участников зернового рынка к прозрачной деятельности. Успешное внедрение этих инструментов тесно связано с функционированием ИС «Колдау» и, следовательно, нужно исключить любые риски, которые могут негативно отразиться как на работе информационной системы, так и на своевременной реализации намеченных планов.
В последнее время в рамках борьбы с теневым оборотом РФ уделяет особое внимание вопросам внедрения механизмов прослеживаемости зерна. Государственной думой РФ в декабре 2020 года принят закон о внедрении с 1 января 2022 года новых мер по контролю за происхождением и оборотом зерна, которые будут распространяться и на поставки зерна в Казахстан. При этом Соглашением ЕАЭС о механизмах прослеживаемости товаров, ратифицированного в Казахстане в мае 2020 года, предусматривается внедрение в государствах-участниках ЕАЭС национальной системы прослеживаемости товаров.
Учитывая серьезность намерений и реальные меры, принимаемые российской стороной, в предстоящем году они вполне могут успешно внедрить и в последующем предложить Казахстану использовать российскую систему прослеживаемости зерна в качестве наднациональной. А это недопустимо, поскольку такое решение может привести к полной зависимости Казахстана в торговле зерном от российской политики и российских зернотрейдеров.
На сегодняшний день ИС «Колдау» технологически превосходит как российские, так и другие аналоги в странах СНГ, и после некоторого дополнения ее функционала позволит казахстанской стороне оперативно внедрить собственную систему прослеживаемости зерна и отклонять любые предложения по переходу на наднациональную систему. Таким образом, действующая ИС «Колдау», и сегодня, и в будущем обеспечит цифровой и торговый суверенитеты Казахстана на зерновом рынке.
Ранее, Зерновым союзом Казахстана в рамках обсуждения с Комитетом государственных доходов Минфина РК подходов по обеспечению прозрачности на зерновом рынке достигнуто понимание о необходимости совместной работы по внедрению в Казахстане механизмов прослеживаемости зерна «от поля до границы» с АО «ИУЦ» (администратором ИС «Колдау»), обладающим достаточным опытом организации процессов разработки и внедрения IT-проектов. В случае поспешной передачи ИС «Колдау» в ведение МСХ РК, реализация перечисленных планов заметно потеряет текущие темпы и приведет к отставанию от темпов работ российской стороны по внедрению прослеживаемости зерна. Объективно, в настоящее время ни МСХ РК, ни его подведомственные организации пока не имеют институциональной готовности (опыта и компетенции) для приема, сопровождения и развития информационной системы такого уровня.
Так же чрезмерная поспешность в данном вопросе может привести к правовому и экономическому коллапсу на зерновом рынке в преддверии нового торгового сезона, поскольку в настоящее время на лицевых счетах участников зернового рынка находится около 2,5 млн. тонн зерна на сумму более 200 млрд. тенге, а среднегодовой оборот зерна в системе составляет более 33 млн. тонн зерна, что эквивалентно сумме около 2,5 трлн. тенге.
Поэтому считаем, что при определении срока передачи ИС «Колдау» в МСХ РК должны учитываться указанные факторы, так как они могут негативно отразиться не только на бесперебойной работе информационной системы и последующей реакции участников рынка, но и на своевременной реализации планов по исполнению поручений Главы государства, а также внедрению собственной системы прослеживаемости зерна, обеспечивающей соблюдение национальных интересов Казахстана в рамках ЕАЭС.