usd494.87eur520.65rub4.91cny68.34
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Квоты в начале сезона - эмоциональное решение, не подкреплённое расчетами. 30.07.2021 в 20:31 888 просмотров

Зерновой союз Казахстана, изучив вынесенный на публичное обсуждение проект Правил расчета и распределения количественных ограничений (квот), вводимых при экспорте фуражных культур, направил в МСХ РК и НПП РК "Атамекен" свои предложения в форме сравнительной таблицы (на 8 листах) и проекта Правил в новой редакции (на 4 листах).

При этом, в своем письме мы обратили внимание на следующее.

Экспорт фуражной пшеницы (мягкая 5 класс) осуществляется в основном железнодорожным транспортом и, в этом случае, порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, может быть применен, но с некоторыми недостатками. Например, квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей, может не соответствовать вагонной партии и привести к образованию остатков (менее 60 тонн). При этом, в случае возможности аренды крупнотоннажных вагонов такие остатки можно существенно снизить.

Другая ситуация с экспортом ячменя. Он отгружается морским транспортом в Иран (до 90% всего экспортного потенциала), контейнерами в КНР и ж/д транспортом в Среднюю Азию. И, если порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, можно применить для экспорта ж/д транспортом, то в отношении экспорта морским транспортом и контейнерами этот порядок не применим. Например, судовая партия составляет 3 и 5 тысяч тонн, а квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей, может не соответствовать судовой партии и привести к образованию больших остатков (до 3 тысяч тонн). По контейнерным отгрузкам: минимальная партия контейнерного поезда 52 контейнера (1350 тонн), предлагаемый порядок распределения квоты также не применим, так как приведет к невозможности полной загрузки контейнерного поезда и, как следствие, к большим остаткам.

Таким образом, предлагаемый порядок распределения квоты создает условия либо к непредвиденному существенному снижению рентабельности экспортных сделок, либо к их убыточности. При этом крайне сложно учесть в порядке распределения квоты все особенности транспортировки ячменя. Поэтому к нему будет много нареканий со стороны экспортеров ячменя, так как такой порядок ограничивает бизнес по направлениям экспорта и создает предпосылки для убыточности экспортных сделок.

Введение с начала сезона ограничения на экспорт ячменя на условиях предлагаемого распределения квоты (без учета особенности транспортировки) внесет определенное замешательство и повлияет на рынок снижением текущего спроса на ячмень. Дальнейшее действие такого порядка распределения квоты и низкие темпы экспорта казахстанского ячменя создадут конкурентное преимущество российскому ячменю, который также поставляется в Иран. При этом российские экспортеры в последние годы активно используют терминалы порта Актау для перевалки ячменя в Иран. Может сложится так, что в период замешательства казахстанских экспортеров, их российские коллеги займут мощности перевалки актауского терминалов своим ячменем со всеми вытекающими из этого последствиями.

В качестве альтернативного варианта предлагаем поддержать предложение, озвученное на прошедшем 10 августа т.г. совещании с участием МСХ, НПП и отраслевых союзов.

Суть этого предложения заключается в следующем. Для цели обеспечения потребности внутреннего рынка в фуражном зерне нужно:

  1. Сформировать баланс производства и потребления, а также определить экспортный потенциал. Это даст возможность оценить с какого периода потребуется ввести квоту на экспорт фуражного зерна.
  2. Установить контрольную цифру экспортного потенциала, по достижении которого вводится экспортная квота. Например, при экспортном потенциале ячменя 800 тысяч тонн, контрольную цифру можно определить в 500 тысяч тонн.
  3. Не ограничивать экспорт до достижения контрольной цифры (500 тысяч тонн) и ежемесячно осуществлять мониторинг темпов и объема экспорта на основании данных КГД МФ РК.
  4. Исходя их темпов экспорта и по достижении объема, приближающегося к контрольной цифре, объявить заблаговременно о введении квоты на оставшиеся 300 тысяч тонн.
  5. После распределения квоты (300 тысяч тонн) и ее исполнения, оценить темпы и объем внутреннего потребления фуражного зерна и, при необходимости, ввести полный запрет на экспорт фуражного зерна.

Справочно. Согласно данным таможенной статистики РК за пять прошедших сезонов наблюдаются следующие темпы и объемы экспорта ячменя:

Вышеприведенные данные наглядно демонстрируют нецелесообразность введения экспортной квоты с начала сезона, поскольку такое решение преждевременно для цели обеспечения потребности внутреннего рынка, так как темпы и объемы экспорта в период с сентября по декабрь находятся в пределах экспортного потенциала.

Объективно, в текущем сезоне решение о квотировании ячменя возможно потребуется не ранее декабря 2021 года.

Вернуться к списку новостей