Зерновой союз Казахстана, изучив вынесенный на публичное обсуждение проект Правил расчета и распределения количественных ограничений (квот), вводимых при экспорте фуражных культур, направил в МСХ РК и НПП РК "Атамекен" свои предложения в форме сравнительной таблицы (на 8 листах) и проекта Правил в новой редакции (на 4 листах).
При этом, в своем письме мы обратили внимание на следующее.
Экспорт фуражной пшеницы (мягкая 5 класс) осуществляется в основном железнодорожным транспортом и, в этом случае, порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, может быть применен, но с некоторыми недостатками. Например, квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей, может не соответствовать вагонной партии и привести к образованию остатков (менее 60 тонн). При этом, в случае возможности аренды крупнотоннажных вагонов такие остатки можно существенно снизить.
Другая ситуация с экспортом ячменя. Он отгружается морским транспортом в Иран (до 90% всего экспортного потенциала), контейнерами в КНР и ж/д транспортом в Среднюю Азию. И, если порядок распределения квоты, предусмотренный проектом Правил, можно применить для экспорта ж/д транспортом, то в отношении экспорта морским транспортом и контейнерами этот порядок не применим. Например, судовая партия составляет 3 и 5 тысяч тонн, а квота, полученная заявителем посредством пропорционального распределения общего объема квоты среди всех заявителей, может не соответствовать судовой партии и привести к образованию больших остатков (до 3 тысяч тонн). По контейнерным отгрузкам: минимальная партия контейнерного поезда 52 контейнера (1350 тонн), предлагаемый порядок распределения квоты также не применим, так как приведет к невозможности полной загрузки контейнерного поезда и, как следствие, к большим остаткам.
Таким образом, предлагаемый порядок распределения квоты создает условия либо к непредвиденному существенному снижению рентабельности экспортных сделок, либо к их убыточности. При этом крайне сложно учесть в порядке распределения квоты все особенности транспортировки ячменя. Поэтому к нему будет много нареканий со стороны экспортеров ячменя, так как такой порядок ограничивает бизнес по направлениям экспорта и создает предпосылки для убыточности экспортных сделок.
Введение с начала сезона ограничения на экспорт ячменя на условиях предлагаемого распределения квоты (без учета особенности транспортировки) внесет определенное замешательство и повлияет на рынок снижением текущего спроса на ячмень. Дальнейшее действие такого порядка распределения квоты и низкие темпы экспорта казахстанского ячменя создадут конкурентное преимущество российскому ячменю, который также поставляется в Иран. При этом российские экспортеры в последние годы активно используют терминалы порта Актау для перевалки ячменя в Иран. Может сложится так, что в период замешательства казахстанских экспортеров, их российские коллеги займут мощности перевалки актауского терминалов своим ячменем со всеми вытекающими из этого последствиями.
В качестве альтернативного варианта предлагаем поддержать предложение, озвученное на прошедшем 10 августа т.г. совещании с участием МСХ, НПП и отраслевых союзов.
Суть этого предложения заключается в следующем. Для цели обеспечения потребности внутреннего рынка в фуражном зерне нужно:
- Сформировать баланс производства и потребления, а также определить экспортный потенциал. Это даст возможность оценить с какого периода потребуется ввести квоту на экспорт фуражного зерна.
- Установить контрольную цифру экспортного потенциала, по достижении которого вводится экспортная квота. Например, при экспортном потенциале ячменя 800 тысяч тонн, контрольную цифру можно определить в 500 тысяч тонн.
- Не ограничивать экспорт до достижения контрольной цифры (500 тысяч тонн) и ежемесячно осуществлять мониторинг темпов и объема экспорта на основании данных КГД МФ РК.
- Исходя их темпов экспорта и по достижении объема, приближающегося к контрольной цифре, объявить заблаговременно о введении квоты на оставшиеся 300 тысяч тонн.
- После распределения квоты (300 тысяч тонн) и ее исполнения, оценить темпы и объем внутреннего потребления фуражного зерна и, при необходимости, ввести полный запрет на экспорт фуражного зерна.
Справочно. Согласно данным таможенной статистики РК за пять прошедших сезонов наблюдаются следующие темпы и объемы экспорта ячменя:
Вышеприведенные данные наглядно демонстрируют нецелесообразность введения экспортной квоты с начала сезона, поскольку такое решение преждевременно для цели обеспечения потребности внутреннего рынка, так как темпы и объемы экспорта в период с сентября по декабрь находятся в пределах экспортного потенциала.
Объективно, в текущем сезоне решение о квотировании ячменя возможно потребуется не ранее декабря 2021 года.