usd443.35eur475.54rub4.82cny61.18
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Часть 2. Как нарушаются нормы Предпринимательского кодекса 01.03.2024 в 15:43 312 просмотров

Предпринимательский кодекс защищает интересы бизнеса от необоснованного введения госорганами запретов и ограничения предпринимательской деятельности.

Так, при подготовке решений госорганы обязаны соблюсти предусмотренные Кодексом условия формирования так называемых регуляторных инструментов. В числе прочих к таким условиям относятся: обоснованность, соразмерность и рациональность предлагаемого решения.

Но основным инструментом сдерживания госорганов от принятия необоснованных решений можно считать норму Кодекса, которая обязывает госорганы проводить анализ регуляторного воздействия еще на стадии подготовки решения, согласовать его с НПП «Атамекен» и получить одобрение Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство национальной экономики.

Чем же руководствовалось Министерство торговли при подготовке решения о введении экспортной пошлины на подсолнечник?

Преследуя истинную цель – загрузить производственные мощности производителей масла, Министерство торговли на основании экспертной оценки ассоциации производителей масла, игнорируя данные официальной статистики, делает вывод, что на внутреннем рынке в 2023 году может сложиться дефицит подсолнечника для его переработки и последующей поставки подсолнечного масла на внутренний рынок. Данные официальной статистики на тот момент показывали обратное – наличие больших остатков подсолнечника и масла подсолнечного, кратно превышающих потребности внутреннего рынка.

Следует отметить, что игнорируя данные официальной статистики, Министерство торговли нарушило норму закона «О государственной статистике», обязывающую госорганы использовать в своей работе только официальную статистику.

Далее на основании предположения о возможном возникновении дефицита подсолнечника Министерство торговли для оперативного принятия решения о введении пошлины воспользовалось нормой Кодекса, позволяющей госорганам не проводить анализ регуляторного воздействия предлагаемого решения.

Данная норма допускает такое, в нашем в случае - для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, отнесенных в перечень социально важных товаров. К таким товарам решением Правительства отнесено масло подсолнечное, но не подсолнечник.

Использование данной нормы Кодекса позволило Министерству торговли сохранить контроль за дальнейшим продвижением решения о пошлине, так как теперь его одобрение находилось в компетенции Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство торговли.

Какие нормы Предпринимательского кодекса были нарушены при введении экспортной пошлины расскажем в следующей части нашего материала.

   

Начало по ссылке:https://www.grainunion.kz/ru/article/2987

Продолжение (часть 3) по ссылке: https://www.grainunion.kz/ru/article/2993

Вернуться к списку новостей