Элеваторная тема время от времени будоражит зерновой рынок Казахстана. И, судя по текущей ситуации, вопрос с ХПП до сих пор остается открытым. Обстоятельства складываются так, что ряду элеваторам выгоднее оставаться в тени, чем играть, по установленным ранее, правилам. Такая тенденция негативно сказывается на торговом имидже Казахстана. "Для того чтобы не дискредитировать страну на внешнем рынке, стране нуждается в механизме категорийности элеваторов", - считают отечественные экспортеры.
Учредитель группы компаний «Северное зерно», эксперт Зернового Союза Казахстана, Евгений Александрович Карабанов в беседе с ЗМ рассказал, какие категории элеваторов в скором времени могут появиться в Казахстане, и как это поможет улучшить экспортный климат.
- Деятельность элеватора лицензируется по желанию, проще говоря, имеет рекомендованный характер. Что дает эта лицензия, какими преимуществами наделяет?
- Никаких видимых преимуществ лицензия в настоящее время не дает. Лицензионный элеватор содержать гораздо дороже, нежели какую-то непонятную точку отгрузки, именуемую «элеватором», представляющий собой асфальтированную площадку, железнодорожные пути и…. несколько машин.
А настоящий элеватор содержит в себе целый комплекс зданий, сооружений, где проводится большой спектр различных мероприятий, и задействован штат сотрудников. На правах собственности должна быть оформлена земля, а также все здания и строения, расположенные на территории земельного участка. Необходимо ежегодно проводить обработку от вредителей, иметь аттестованную (раз в 3 года) лабораторию, в которой тоже должен быть определенный перечень высококачественного оборудования (с периодической поверкой его состояния) и высококвалифицированный персонал. Такие элеваторы всегда имеют весовое хозяйство, в том числе автомобильные весы, ж/д весы, проверять которые также необходимо на постоянной основе. Я уже не говорю про ежегодные проверки ЧС, санэпидемстанции, инспекции по труду (в части соблюдения техники безопасности). То есть, лицензионный элеватор, прежде всего, несет ответственность за количество и качество хранящегося на его территории зерна.
Преимуществом на данный момент, является только возможность выдачи электронных зерновых расписо. Однако и тут «палка о двух концах». Сколько бы мы не говорили, не бились, полноценным залоговым инструментом они так и не стали.
- В чем минусы текущей ситуации с экспортом и отгрузкой зерна?
- Тут я выделю несколько моментов. Первое. Никто из таких псевдоэлеваторов никакой ответственности за качество и количество зерна не несет. По факту: работает пять человек, в арсенале 200 метров ж/д путей, и то взятых в аренду. Условий для хранения нет: лежит уголь, тут же и зерно. К чему приводят подобные ситуации? Импортеры отказываются брать зерно в Северо-Казахстанской области, так как периодически попадают на отгрузки из таких псевдоэлеваторов. Пшеница идет с "добавками". Иначе говоря, страдает имидж казахстанского зерна в целом, и северного хлебного края, в частности.
Второе: абсолютная невозможность контроля со стороны фитосанитарных служб, органов по безопасности зерна в вопросах качества и хранения.
Третий момент. Государственным службам, в частности органам статистики, невозможно контролировать перемещение зерна и его остатки внутри страны.
- Кажется, что мы подошли к «точке невозврата», и вопрос с элеваторами нужно решать?
- Да, это все наводит на мысль, что необходимо вводить категорийность элеваторов. Погрузочный пункт, элеватор или другое сооружение должно соответствовать определенным критериям. То есть, если хочешь отгружать внутри Казахстана, то отгружай, откуда хочешь и как хочешь. Это наш внутренний «междусобойчик», и рынок сам определит лучших игроков среди таких элеваторов.
Если есть желание отгружать по странам СНГ, то к этому вопросу необходимо подходить более ответственно! Следовательно, к элеваторам, которые собираются отгружать в страны ЦА, требования должны быть выше. Нельзя допускать, чтобы в экспорте проявлялись какие-то негативные факторы, влияющие на имидж страны, как было сказано выше. Я уже не говорю про отгрузки в Китай. Если покупателями что-то будет обнаружено в партии, то представители КНР не будут церемониться, и полностью закроют импорт из Казахстана по данной культуре.
- Подобные случаи встречаются в торговых войнах, в частности, с Канадой. Безусловно, в этом сегменте речь шла больше о политическом аспекте, но формально было объявлено о вредителях, найденных в партии канадской канолы.
- Да, нельзя допускать такой ситуации, необходимо навести порядок в этом вопросе. Иначе мы и дальше будем лишь констатировать о том, что качество казахстанского зерна из года в год ухудшается. Естественно, оно и будет падать, если невозможно его нормально очистить, просушить, доработать. Все эти факторы приводят к тому, что мы теряем рынки, теряем покупателей. У нас низкая цена, потому что импортеры не знают, что от нас ждать, и какого качества зерно приедет на этот раз. А самое главное, что затраты у лицензированных и псевдоэлеваторов просто несоизмеримы.
- За счет этого «элеваторы-площадки» могут серьезно демпинговать цены на рынке?
- Абсолютно верно. Мы не защищаем только собственный бизнес и не просим каких-то преференций, мы лишь хотим, чтобы все были в равных условиях.
Раньше элеваторы ежегодно подтверждали свою лицензию, для этого ХПП готовились соответствующим образом: проводили фумигацию, побелку, покраску, осуществляли борьбу с сорной растительностью, с грызунами, птицами, различными вредителями. А с прошлого года возникла коллизия в законодательстве. С одной стороны, в законе «О зерне» эта процедура осталась ежегодной, а в законе «О лицензировании» отменена. Прокуратура написала разъяснение, что в случае противоречий в законах, для человека применяются более мягкие условия. В этой связи многие элеваторы перестали проводить лицензирование и, по сути, процедура стала добровольной. А покупатели из КНР сразу интересуются: «А как ваше качество контролирует государство?».
- Таким образом, родилась идея о введения категорийности элеваторов?
- Да, мы предлагаем разбить элеваторы на три категории. Третья категория – работа по Казахстану, минимум требований к элеватору. Вторая категория – работа по СНГ, ближнему зарубежью. Первая категория – работа на всех направлениях, в том числе дальнее зарубежье (Европа, Китай, Иран).
Я считаю, что к элеваторам должны применяться более жесткие требования. То же самое мы хотим сделать и для компаний-экспортеров, на многие из которых периодически поступают жалобы по качеству, количеству и срокам отправляемого зерна. Были случаи, когда такие компании берут большую предоплату и теряются из виду.
Поэтому в Зерновом союзе мы предлагаем для них проработать принципы саморегулируемой организации. Сначала в добровольном порядке, а в дальнейшем - необходимо закрепить это на законодательном уровне: если хочешь заниматься экспортом, должен делать это по правилам.
Соответственно, элеваторы и экспортеры должны быть аккредитованы. Обязательно должно быть весовое хозяйство, огороженная территория, проводиться борьба с сорной растительностью, вредителями, контроль на входе и выходе зерна. Для первой категории требования еще жестче. Помимо вышеперечисленных позиций, необходима серьезная лаборатория с приборами по определению качества продукта на соответствие требованиям покупателей из стран Дальнего Зарубежья (Европа, Китай и тд).
В свое время Зерновой Союз пытался внедрить рейтингование элеваторов. При принятии текущей инициативы получится подобная система: первая, вторая или третья категория. Таким образом, тогда мы добьемся, чтобы электронная зерновая расписка принималась банками, как полноценный залоговый документ, так как все участники рынка будут видеть, с элеватором какой категории им приходится работать, следовательно, будет понятно, что дальше можно будет сделать с этим зерном, насколько надежно хранить его на этом элеваторе. В данный момент мы пытаемся разработать нормативно-правовую базу для этого.
- Таким образом, порог вхождения в элеваторный бизнес должен быть существенно повышен?
- Именно. Грубо говоря, вхождение в этот бизнес должен стоить хороших денег, но и прибыль тогда будет совершенно другая. В данном случае, мы сможем отбиться от недобросовестных предпринимателей, которые хотят по-быстрому заработать денег, и будем работать на протяжении многих лет с серьезными бизнесменами. То есть, мы сможем упорядочить весь процесс, правильно организовать его, разрабатывать новые качественные рынки сбыта, и сможем выдерживать те требования, которые предъявляются импортерами. Получается, что элеваторами первой категорией станут полностью лицензированые, на данный момент, ХПП.