Очередной удар под дых получили аграрии Казахстана. Причем, сделано это было по воле министерства национальной экономики в обход официальной процедуры – то есть, без согласования с национальной палатой предпринимателей «Атамекен». Теперь фермеры лишены права оплачивать НДС методом зачета, что увеличит их издержки, и без того многократно выросшие из-за подорожания всех средств производства.
Приказом Министра национальной экономики РК от 31.03.2022 года № 31 без согласования с НПП были внесены изменения в Приказ № 67 от 21 февраля 2018 года «Об утверждении Перечня импортируемых товаров, по которым НДС уплачивается методом зачета и правил его формирования».
Решение принято на основании изменений в Налоговом Кодексе РК, в части исключения из статей 427 и 428 НК РК, пунктов 8) пестициды; 9) племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения; 10) крупный рогатый скот живой.
Кроме того, дополнительным основанием для изменения стала формулировка исключения из налогового кодекса слов «или не покрывает потребности Республики Казахстан». По мнению МНЭ, весь этот перечень производится в стране в полном объеме. Хотя это совсем не так!
Так, в сравнении с прежним Приказом были внесены следующие изменения:
- исключен пункт 77 «Распылители для сельского хозяйства или садоводства для полива; Коды ТНВЭД: 8424491000, 8424411000, 8424821000»
По данным товарным позициям фермеры закупают навесные, прицепные и самоходные опрыскиватели. Следует отметить, что отдельные модели самоходных опрыскивателей импортного производства способны обрабатывать до 1100 га в сутки, в то время как отечественные обрабатывают всего 350 га/сутки.
Более того, под этими же кодами ТН ВЭД фермеры приобретают и дождевальные системы. Роль автоматических дождевальных систем для казахстанского АПК крайне высока, учитывая отсутствие аналогичной продукции отечественного производства.
- по пункту 87 исключены коды 8428909000, 8428330000, 8428102009, 8428392000, 8428330000, 8428907100, 8428102001, 8428102002, 8428400000.
Что они включают?
По коду ТН ВЭД 8428330000 аграрии приобретают элементы овощеуборочной техники, в частности по картофелю, свекле, моркови и т.д., а именно транспортеры. Такую технику у нас в стране не производят.
- по пункту 93 исключены (коды 8432210000, 8432391900, 8432100000, 8432310000, 8432310000, 8432291000, 84322291000, 8432293000)»
По данным товарным позициям фермеры приобретают бороны, сеялки, культиваторы и прочие виды посевной и почвообрабатывающей техники.
Фермеры приобретают ее для посева таких культур как пшеница, кукуруза, подсолнечник, хлопок, рис, чечевица, соя, рапс, сафлор, лен, гречиха, фасоль и т.д.
- в пункте 94 исключили комбайны с роторной системой обмолота и рисоуборочные комбайны. При этом, Казахстан не имеет серийного производства рисоуборочных комбайнов, ведется лишь сборка малых партий роторных комбайнов нескольких марок из СНГ. Причем комбайны этих марок внедряют роторный обмолот лишь в последние несколько лет. Практика показала, что самые эффективные комбайны - именно западного производства.
- по пункту 94-1 исключили косилки, включая монтируемые на тракторах, прочие, навесные или прицепные с режущей частью, вращающейся в горизонтальной плоскости, код ТНВЭД: 8433205000. По данной товарной позиции казахстанские аграрии приобретают самоходные, прицепные и навесные косилки.
Самоходные косилки представляют собой незаменимые машины при раздельной уборке урожая, когда фермерам приходится сначала отдельно скосить урожай на свал, а затем позже собрать его комбайном с помощью жатки-подборщика. Это делается в ситуации, когда часть урожая уже созрела, и нет возможности его быстро собрать путем прямого комбайнирования.
- по пункту 209 «Тракторы» в столбце кода ТНВЭД из 8701 добавили слово «кроме 8701941009». Тем самым исключили тракторы с мощностью двигателя от 75 до 130 кВт. Серийное производство по тракторам мощностью от 100 до 130 кВт не обеспечено, поэтому это приведет к ухудшению условий инвестиций в техническое перевооружение аграриев.
В целом все эти изменения ведут к ухудшению условий для инвестиций, снижению конкурентоспособности отечественного АПК, а также неизбежному последующему удорожанию конечной продукции.