Подорожает ли хлеб? Грозит ли нашей стране дефицит муки?
В Европе растут цены на пшеницу. В марте фьючерсы на европейском рынке резко подорожали на 100 евро, составив почти 400 евро за тонну, а на Чикагской товарно-сырьевой бирже – до 13,65 доллара за бушель (27,2 кг), превысив все исторические максимумы.
Причиной такого роста эксперты называют сложности с поставками из Украины и России, на долю которых приходится до 40% мирового экспорта зерновых культур.
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Food and Agriculture Organization – FAO, ФАО), из-за блокировки портов экспорт пшеницы из Украины остаётся незначительным. Россия же, несмотря на ограничения на грузоперевозки и проведение торгово-финансовых операций, в течение апреля продолжала поставки в Египет, Исламскую Республику Иран и Турцию.
Казахстан не будет наращивать объёмы экспорта
Официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов в интервью Informburo.kz отметил, что у Казахстана есть традиционные рынки, и возможности экспорта ограничены географическим положением.
"Казахстан производит менее 2% от мирового объёма. Мы не оказываем существенного влияния и не можем нарастить объёмы экспорта. Наши около семи миллионов тонн экспорта вместе с мукой в зерновом эквиваленте примерно так и останутся в будущем году, если мы не соберём колоссальный урожай, но пока предпосылок к этому нет", – отметил Евгений Карабанов.
Кроме того, повышение экспорта невозможно в условиях санкционного режима (сложности с транспортировкой через территорию России) и узких "горлышек" альтернативных коридоров через Азербайджан и Грузию. Из-за географического положения Казахстан поставляет пшеницу преимущественно на рынки стран Центральной Азии, Афганистана, Ирана, на долю которых приходится 90% экспорта казахстанского зерна.
"Прогнозы по рынку зерна в текущей ситуации дать невозможно, так как на него влияет много факторов. В первую очередь урожай основных мировых экспортёров пшеницы, таких как Евросоюз, Россия, США, Аргентина, Австралия", – подчеркнул официальный представитель Зернового союза.
По его мнению, цены на пшеницу больше повышаться не будут, так как они уже достигли своего пика. Но факторов, влияющих на стоимость пшеницы, очень много: это и курс доллара, и геополитическая ситуация, и возможные природные катаклизмы, которые могут повлиять на урожай.
"Скорее всего, цены могут и не повыситься, у нас сегодня и так высокие цены, но они как минимум останутся в существующем коридоре, потому что всё подорожало. Себестоимость производства возрастёт примерно в 1,8–2 раза. Потому что в течение года подорожало буквально всё: семена – в 1,7 раза, удобрения – почти в два раза, средства защиты растений – в 2–2,5 раза, запасные части – в три раза. Плюс влияние глобального рынка с высокими ценами не оставляет шансов на понижение цен", – добавил Евгений Карабанов.
Эксперт уточнил, что сегодня стоимость тонны продовольственной пшеницы в Казахстане составляет 150 тысяч тенге.
"Нашей стране не грозит голод. По крайней мере, по основным продуктам питания мы себя обеспечиваем. Это зерно, мясо, молоко, масло, крупы, молочные продукты. Единственная проблема с сахаром, но я думаю, это временно", – подытожил Евгений Карабанов.
Почему узбекистанская мука дешевле казахстанской
Президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек солидарен с официальным представителем Зернового союза Казахстана в том, что ценовой пик на пшеницу достигнут, и теперь вряд ли будет очередное повышение цен.
По его словам, в течение года стоимость муки выросла на 47% – со 150 до 220 тенге за килограмм. Последний раз цена на муку выросла более месяца назад. Глава Союза зернопереработчиков убеждён, что социальный хлеб дорожать не будет, так как этот вопрос контролируется государством.
"Сейчас отмечается пик цен по зерну. Если оно больше не будет расти в стоимости, то мука и хлеб тоже не должны дорожать. Уже давит ожидание нового урожая, с 20 июля пойдёт южный урожай озимой пшеницы, и где-то с 20 сентября начнут убирать новый урожай уже яровой пшеницы. Если экспорт пшеницы не будет расти, то нам её всегда хватает в Казахстане при любом урожае, плохом или хорошем. Но и на экспорт всегда пять-шесть миллионов тонн остаётся. Главное – правильно управлять экспортным потенциалом, чтобы не произошло как в прошлом году, когда мы всё выгрузили на экспорт, остались с минимальными остатками, и произошёл резкий рост цен", – пояснил Алихан Талгатбек.
Он предлагает правительству в следующем году ввести квоты на экспорт пшеницы, чтобы больше определённого уровня не продавать за пределы страны.
"Давайте в следующем году урожай соберём, посчитаем внутренние потребности, и определим квоты в размере излишков, чтобы больше не выгрузили. Это будет сигнал для всех зернотрейдеров и для рынков, какой объём может экспортировать Казахстан. Одновременно с этим нужно оставить практику, когда крестьяне отдают 10% зерна Продкорпорации по 90 тысяч тенге, чтобы в дальнейшем использовать их для социального хлеба", – отметил глава Союза зернопереработчиков.
По словам эксперта, это решит три задачи: обеспечит рынок мукой для социального хлеба, позволит отгружать казахстанскую пшеницу на экспорт по более высокой стоимости и избавит от необходимости выделять субсидии для удешевления социального хлеба.
"Если на экспорт зерно продавать дороже, тогда мы сможем нормально работать на экспорт по муке", – считает Алихан Талгатбек.
Он подчеркнул, что сегодня мукомолы экспортируют муку с рентабельностью 2%, а зернотрейдеры зарабатывают 8%, будучи просто посредниками.
"Это происходит потому, что в Узбекистане идёт господдержка производства муки. Когда узбекские мукомолы покупают наше зерно, на выходе мука из Узбекистана оказывается дешевле казахстанской. Они у нас рынки забирают, производя муку из нашего же зерна и поставляя её в другие страны Центральной Азии. А если мы повысим стоимость нашей пшеницы, наша мука пойдёт на афганский и узбекский рынки, мы будем конкурентными", – уточнил президент союза.
Налоги и железнодорожный тариф – два фактора, которые делают экспорт казахстанской муки невыгодным.
В Узбекистане НДС на муку при импорте составляет 20%, а на пшеницу – 0%. Кроме того, там действует специальный тариф за транзит по территории 650 километров от Сарыагаша (граница Казахстана и Узбекистана) до границы Узбекистана и Афганистана.
"В Афганистан мы можем поставлять муку только через территорию Узбекистана. Проезжая 650 километров по железной дороге, мы с каждой тонны муки платим примерно 55 долларов. Для сравнения, когда мы пересекаем три тысячи километров по всему Казахстану, мы платим 25 долларов за тонну. А узбекский мукомол за эти 650 километров оплачивает в два раза меньше – 25 долларов. Поэтому он зерно ввозит, делает из него муку и продаёт по внутреннему тарифу внутри Узбекистана, и у них себестоимость муки выходит ниже", – пояснил Алихан Талгатбек.
Кроме того, у них субсидируется электроэнергия и ниже зарплаты, добавил он.
"Все факторы говорят о том, что в Казахстане нужно перерабатывать зерно и продавать в виде готовой продукции, хотя бы на уровне первого передела – муки.
У нас сейчас 80% мельниц простаивает, в лучшее время работает 50% мощностей. Мы можем вдвое увеличить объёмы переработки без инвестиций просто если будут созданы благоприятные экономические условия. Причём подчеркну, что задачей увеличения объёмов переработки зерна мы одновременно решаем задачу обеспечения внутреннего рынка кормами, ведь с каждой тонны зерна образуется 200 килограммов отрубей. Животноводы жалуются, что кормов не хватает, отруби дорогие. Потому что за последние годы у нас резко сократился объём переработки зерна, а поголовье КРС выросло", – подчеркнул эксперт.
По его словам, сегодня ведутся переговоры с Саудовской Аравией по развитию дальнейшей переработки муки. В перспективе – расширение производства макарон, печенья, круассанов и других мучных продуктов.
"Но мы, мукомолы и зернопереработчики, не можем инвестировать, потому что у нас низкая маржа, всего 2%. Денег не остаётся на развитие бизнеса. Нас исключили из всех программ субсидирования, везде написано: "За исключением мукомольной отрасли". Намеренно давят мукомольную отрасль. Соответственно, люди уже не хотят этим заниматься. Хотят продать свою мельницу, но не могут, покупателей нет, потому что бизнес невыгодный", – резюмировал глава союза зернопереработчиков.
Виды на урожай 2022 года
Тем временем аналитики ФАО отмечают, что из-за роста цен США увеличили объём производства пшеницы в 2022 году. Прогноз ФАО по объёму производства пшеницы в мире в 2022 году составляет 782 млн тонн, что на 1,1% больше, чем в 2021 году.
По сравнению с прошлым месяцем прогноз снижен (ранее ожидалось 784 млн тонн), что связано с засухой в США. Это привело к ухудшению видов на урожай озимой пшеницы и снижению ожиданий по объёму производства этой культуры в целом. Но благодаря увеличению посевных площадей в результате роста цен общий урожай в Соединённых Штатах всё ещё оценивается на уровне 50 млн тонн, что почти на 11% выше показателей прошлого года.
В Канаде, где скоро начнётся сев яровой пшеницы, ожидается существенное восстановление объёмов производства после низкого урожая 2021 года, пострадавшего от засухи.
Объём производства пшеницы в Украине по-прежнему ожидается на уровне ниже среднего: из-за конфликта посевные площади могут сократиться не менее чем на 20%. Кроме того, в 2022 году ожидается снижение урожайности, поскольку конфликт привёл к срыву сроков проведения сельхозработ перед началом уборочной.
Виды на урожай в Российской Федерации остаются в целом благоприятными: погодные условия также позволяют надеяться на рост урожайности и, соответственно, на увеличение объёмов производства в 2022 году.
В Европейском союзе прогноз по объёму производства пшеницы в этом месяце был повышен до 139,5 млн тонн: последние официальные данные указывают на небольшое увеличение посевных площадей под пшеницу по сравнению с предыдущими прогнозами.
В Азии в 2022 году небольшое увеличение производства прогнозируется в Индии и Пакистане, в то время как в странах Ближнего Востока производство пшеницы ожидается на уровне, близком к среднестатистическим значениям, чему способствует в целом благоприятная погода.