Внутренние цены на пшеницу в Казахстане находятся под давлением ожидаемого урожая в Казахстане и России, складывающегося тренда на снижение экспортных цен в российских черноморских портах и предстоящего роста объема импорта российской пшеницы. По оценке Зернового союза Казахстана, экспортный потенциал в этом сезоне будет довольно высоким – порядка 11,7 млн тонн, и одним из главных вопросов станет логистика – куда и по каким маршрутам зерно будет продаваться, а также какую цену смогут получить сельхозпроизводители и трейдеры. Эти и другие вопросы будут обсуждаться в Нур-Султане 29 сентября на Международной конференции EURASIAN AGRICOM: Eurasian Agricommodities Trade & Logistics, генеральным медиа-парнером которой выступает портал ElDala.kz.
По мнению экспертов Зернового союза, для зернопроизводителей комфортная цена на пшеницу третьего класса составляет не ниже 120 тыс. тенге/тонна, на пшеницу четвертого класса – порядка 115 тыс. тенге, пятого класса – 110 тыс. тенге, а Hi-pro – 125 тыс. тенге/тонна. К началу массового сбора зерна ожидается, что уровень цен сложится примерно в этом коридоре, но ситуация может измениться под влиянием внешних факторов.
- Цена на российскую пшеницу и курс тенге-рубль являются основными факторами, которые будут оказывать влияние на внутренние цены в РК, - отметил в интервью ElDala.kz Нурлан Оспанов, руководитель Зернового союза Казахстана. - Сегодня она завозится в Казахстан по железной дороге «в белую», с уплатой НДС, примерно по 118-120 тыс. тенге/тонна, а «в серую» - по 105-108 тыс. тенге. Такая цена складывается при сегодняшнем курсе тенге к рублю 7,9 и внутренней российской цене в районе 12 тыс. рублей за тонну. Если один из этих факторов, или они оба начнут меняться, тогда цена может пойти еще ниже. Мы видим, что уже сегодня наши внутренние цены стремятся к 120 тыс. тенге/тонна. Чем ближе сроки завершения массовой уборки, тем быстрее цены будут коррелироваться с российскими. Например, если внутренние цены на российскую пшеницу 3 класса снизятся до 10,5 тыс. рублей/тонна, и при этом тенге укрепится в коридоре 7,5 – 7 тенге/рубль, то можно ожидать, что цена на казахстанскую пшеницу снизится до 100 тыс. тенге. Пока мы не видим каких-либо фундаментальных факторов, которые бы подняли наши внутренние цены, все идет к снижению.
Кроме того, в РК ожидается рост тарифов на железнодорожные перевозки, а также может сложиться дефицит вагонов-зерновозов. Обычно в конце сезона с сокращением грузоперевозок многие владельцы зерновозов перенаправляют свои вагоны в Россию, где тарифы выше казахстанских. По информации Нурлана Оспанова, если в Казахстане аренда вагона-зерновоза обходится в сутки 20 тыс. тенге, то в России за него дают порядка 30 тыс. тенге. По этой же причине вероятно снижение числа и российских вагонов, которые традиционно заходят в Казахстан для выгрузки зерна на экспорт в сентябре – ноябре. Также опыт показывает, что в этот период часто появляются заторы на станциях назначения направлением в Среднюю Азию и Афганистан, что приводит к дефициту зерновозов.
- Плюс к тому, что растут тарифы на аренду вагонов, КТЖ собирается поднять свои тарифы, также растет стоимость фрахта, - отметил Нурлан Оспанов. - Все это нам предстоит учесть при формировании экспортной цены, и еще поторговаться с нашими покупателями за достойные экспортные цены. Они в этом году хотят прилично снизить цену, поскольку у нас и в России хороший урожай. Мы же хотим не допустить резкого падения, хотя цена все же будет намного ниже, чем в прошлом сезоне.
Растущий потенциал
Определенные сложности могут возникнуть и с платежеспособным спросом покупателей казахстанской пшеницы, учитывая возросшие возможности экспорта. Расчеты Зернового союза таковы: урожайность пшеницы в этом году оценивается в пределах 12-13 ц/га в среднем по стране. После доработки зернопроизводители получат 14,4 млн тонн. Переходящие запасы на 1 сентября с учетом уже собранной озимой пшеницы составят 1,1 млн тонн. Российский импорт оценивается в пределах 1,2 – 1,3 млн тонн. Таким образом, общее предложение пшеницы для всех целей (продовольствие, семена и фураж) составит порядка 16,8 млн тонн, из которых на внутреннее потребление требуется 5,1 млн тонн.
- Экспортный потенциал у нас составит 11,7 млн тонн, - продолжил Нурлан Оспанов. - А мы, если сильно постараться, можем продать нашим соседям и партнерам 9 млн тонн пшеницы и муки в зерновом эквиваленте. Потому что, кроме ограниченных возможностей логистики, нужен платежеспособный спрос со стороны покупателей. Они привыкли к тому, что мы торгуем в среднем 7 млн тонн, на объемы сверх этого нужны дополнительные деньги. Наверное, с их стороны будет предложение покупки в рассрочку, которая может занимать месяц, два, а может и больше.
Экспертное мнение
Экспертными прогнозами относительно цен, логистики, стоимости производства и других вопросов производители, переработчики, трейдеры и поставщики материалов поделятся на EURASIAN AGRICOM. Об интересе к предстоящей дискуссии говорит число участников: на сегодня уже зарегистрировались представители 125 компаний из 16 стран: всего более 200 человек.
В рамках конференции будет проведено три сессии – логистика, агроэкономика и торговля, при этом меняется их традиционный формат. По каждой сессии определен модератор, который по согласованию с организаторами определяет команду экспертов – казахстанских и зарубежных. Спикеры поделятся своим видением того, как будет развиваться рынок в новом сезоне, какие его ждут вызовы, на что необходимо обращать внимание при подготовке к следующей посевной. Цель организаторов – максимально широко обсудить заданные темы, предоставив участникам самим делать выводы на основе полученной информации.
Логистика
Модератором первой сессии выступит Санжар Елюбаев, президент АО «Астык Транс», ожидается участие в ней руководителей подразделений КТЖ, КТЖ-Грузовые перевозки и других компаний. Также приглашены эксперты из аналогичных структур Азербайджана и Грузии, поскольку сейчас стоит задача активного развития Транскаспийского маршрута. Приедут экспедиторы и представители крупных логистических компаний России.
Уже сейчас очевидно, что логистика в новом сезоне будет дорогая как внутри РК, так и за пределами. Владельцы вагонов и судов к началу сезона традиционно пересматривают текущие ставки, и эксперты должны будут поделиться прогнозами как по части затрат на перевозку, так и по развитию маршрутов.
Агроэкономика
Модерировать вторую сессию приглашен Дмитрий Рылько, генеральный директор ООО «ИКАР», экспертами выступят казахстанские и российские поставщики ресурсов: семян, пестицидов, удобрений, запасных частей. Основные вопросы: ожидается ли дальнейший рост цен, возможны ли ограничения на импорт из России, какова будет логистика ресурсов, на что следует ориентироваться при планируемой работе по мобилизации ресурсов.
Торговля
Третья сессия будет разделена на два блока: зерновые и масличные. Модератором выступит Александр Малов, руководитель Комитета торговли Зернового союза и генеральный директор ТОО «AZK Esentai». Эксперты расскажут о балансе зерна в Казахстане, России и на мировом рынке, обсудят экспортный потенциал по каждой культуре и продуктам переработки. Также будут затронуты вопросы госрегулирования рынка. В экспертный состав приглашаются сельхозпроизводители, трейдеры и переработчики, что обещает жаркую дискуссию.