Высокий спрос на мировом рынке, в связи с геополитическими событиями, вызвал рост экспорта казахстанской пшеницы, но не оказал существенного влияния на расширение географии экспорта зерновых грузов.
О «Астык транс» констатирует, что неизменными импортерами по итогам 2022 года оказались страны Средней Азии Афганистан .
В свою очередь сосредоточение экспорта на одном регионе ведет:
- к максимальной нагрузке на станции перевалки, в данном случае Сарыагаш;
- к зависимости от спроса конкретного региона, стратегия которого направлена на «сбивание» цен.
Сложившуюся ситуацию общество именовало как «Сарыагашская монопсония», которая формирует стоимость зерновых не в пользу казахстанских производителей.
Для справки: монопсония - это ситуация, обратная монополии, когда на рынке есть несколько продавцов и только один покупатель.
Очевидно, что отсутствие покупательской конкуренции привело к сценарию, когда стоимость за товар диктует клиент.Не имея альтернативы сбыта, отечественные фермеры вынуждены соглашаться с демпингом цен, либо откладывать реализацию товара в ожидании повышения стоимости на более поздний период, вызывая высокую волатильность рынка.
Помимо необходимости средств аграриям для подготовки к посевной-2023, экспертами отмечается ежегодный рост себестоимости зерна РК.
В частности, согласно прогнозу Продкорпорации, в связи с влиянием мировой и местной инфляции и существенным ростом затрат на материальные ресурсы, себестоимость пшеницы вырастет до 100 тыс. тенге.
Астык транс отмечает, что РК крайне необходима диверсификация рынков сбыта в направлении стран с готовыми решениями для интенсивной торговли, высокой платежеспособностью и возможностью сохранять баланс интересов.