Отправители и получатели грузов в виде зерна и муки 6 февраля в очередной раз собрались на совещание с участием руководства «КТЖ – Грузовые перевозки», чтобы обсудить проблемы с задержкой поездов и планы по отгрузке на февраль. Так как вследствие накопившихся инфраструктурных проблем сроки доставки грузов в 2-3 раза превышают нормативные, экспортеры несут убытки из-за срыва контрактов. При этом и КТЖ продолжает накладывать штрафы за несвоевременное исполнение заявок по отгрузке. После обсуждения в компании «КТЖ-ГП» издан приказ об отмене штрафов.
Штрафы отмены за невыполнение заявок по плану перевозок грузов с зерном, мукой и отрубями в январе и феврале 2023 года, как во внутриреспубликанском, так и в экспортном сообщении.
Принимая данное решение, в КТЖ-ГП учли несвоевременный вывоз поездов железнодорожными администрациями со стороны России, Узбекистана и Китая. Также отмечается сезонное увеличение перевозок зерновых грузов и рост парка вагонов до рекордных 112 тыс. единиц.
В настоящее время на сети КТЖ насчитывается до 380 брошенных поездов. В результате грузоотправители не были своевременно обеспечены порожними вагонами, что в свою очередь привело к неисполнению ими заявок по плану перевозок зерновых грузов.
По данным национальной компании КТЖ, в 2022 году по ее сети перевезено 10 млн тонн зерна, в том числе 8 млн тонн на экспорт. Рост к предыдущему году - 18%.
Экспорт в страны Центральной Азии вырос на 11% и составил 5,6 млн тонн. Поставки в Китай вследствие развития контейнерных перевозок увеличились на 134%, составив 600 тыс. тонн.
Объем перевозок муки в 2022 году составил 3,1 млн тонн, в том числе 2,3 млн тонн на экспорт. Рост за год - 53%. В страны Центральной Азии отправлено 2 млн тонн (+41% к 2021 году), в Китай - 300 тыс. тонн.
Продолжается рост и в 2023 году. В январе Казахстан экспортировал 138 тыс. тонн муки, в то время как в январе 2022 года было вывезено за рубеж 118 тыс. тонн.