Введение ограничений на экспорт пшеницы из Казахстана рассмотрит сегодня, 1 декабря, межведомственная комиссия правительства. Если власти примут озвученное предложение по введению экспортной пошлины, это обрушит и без того низкие цены на зерно и приведет к срыву посевной помпании 2024 года. Казахстан может остаться без хлеба уже в следующем сезоне.
В повестке дня очередного заседания МВК первым пунктом значится "О некоторых вопросах регулирования вывоза и ввоза пшеницы". Расшифровывается эта обтекаемая формулировка так - предложено установить экспортную таможенную пошлину на твердую и мягкую пшеницу, классифицирую кодами 1001 19 и 1001 99, в размере 20%, но не менее 60 евро за тонну.
Причем, экспорт твердой пшеницы предложено полностью запретить на какое-то время.
Кроме того, предложено отменить введенный в апреле запрет на импорт пшеницы автотранспортом из России, а также отменить все ограничения на ввоз ее и железнодорожным транспортом.
Кто выиграет от принятия таких решений? Ответ однозначный - мукомолы Казахстана. Причем, именно те, кто работает на экспорт муки в Среднюю Азию, поскольку они плотно сидят на переработке именно российской пшеницы. В прошлом сезоне в Казахстан было импортировано блоее 5 млн тонн пшеницы из России, большая часть которой пошла на переработку отечественными мельницами. Чтобы конкурировать с российской мукой на рынках Узбекистана и Афганистана, мукомолам-экспортерам нужно более дешевое сырье, чем они могут получать на внутреннем рынке Казахстана.
Что касается тех мельниц, которые работают на казахстанского потребителя, их потребность в российском зерна невелика, поскольку цены на муку на внутреннем рынке Казахстан выше, чем на экспортном. И казахстанская мука, сделанная из казахстанской пшеницы, продается и внутри страны с достаточной прибылью.
Кто проиграет в том случае, если на внутренний рынок Казахстан хлынет волна российской пшеницы?
Очевидно, что это будут фермеры Казахстан. Поскольку в нынешнем сезоне аграрии пострадали от летней засухи и проливных дождей осенью, себестоимость их зерна намного выше, чем в России. Чтобы просто свести концы с концам, им нужна цена в 120 тыс. тенге/тонна, которую и установила в октябре Продкорпорация. Однако, продолжающийся завоз из России пшеницы и других видов зерна (ячмень, кукуруза) продолжает давить на цены. Это привело к тому, что за месяц (с конца октября по конец ноября) цена пшеницу 3 класса на внутреннем рынке упала на 20%, со 120 тыс. тенге/тонна до 100 тыс. тенге/тонна.
Если же российская пшеница пойдет в Казахстан без ограничений, то спрос на отечественное зерно упадет до нуля. В том числе, в Казахстан, как это было в прошлом сезоне, пойдет вал контрабандного зерна. Если в приграничных регионах России стоимость тонны зерна составляет 16,5 тыс. руб, значит без уплаты НДС такое зерно будет продаваться в РК по 82-85 тыс. тенге/тонна.
Но это еще не все.
Что касается влияния экспортной пошлины, то 60 евро (30 тыс. тенге) будут отминусовываться от текущей цены. Это значит, что цены на пшеницу могут снизиться в два раза, до 50-55 тыс. тенге/тонна.
Еще более печальные перспективы будут ждать проросшее зерно, которого в Казахстане в нынешнем сезоне порядка 5 млн тонн. Оно и сейчас стоит 40 тыс. тенге/тонна. Если же у птицеводов и животноводов появится возможность завозить фураж в неограниченном объеме из России, спроса на проросшую казахстанскую пшеницу не будет вовсе. Учитывая, что проросшее зерно долгому хранению не подлежит, можно смело прогнозировать его гибель на складах фермеров.
Таким образом, невостребованным останется более половины нынешнего урожая зерна в Казахстане. Еще половину фермеры смогут продать либо "в ноль", либо даже с отрицательной рентабельностью.
Последствия этого очевидны - у большой части аграриев Казахстана просто не будет возможности провести посевную кампанию весной 2024 года. Казахстан останется без собственного хлеба, попав в полную продовольственную зависимость от России. У северного соседа появится мощный рычаг воздействия на Казахстан в виде "зернового крана", который можно будет перекрыть в любой момент, поставив страну на колени.