usd527.58eur546.15rub5.29cny72.44
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Разработать полноценный Закон о развитии АПК, подписанный Президентом, предложили в Казахстане 20.01.2025 в 14:52 62 просмотра

Менять государственную политику в АПК необходимо в Казахстане. Об этом заявил экс-вице-министр сельского хозяйства страны, академик, первый заместитель председателя в партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков. Он считает, что новая  государственная аграрная политика должна быть в форме полноценного Закона, который должен быть принят Парламентом и подписан Президентом, сообщает агентство АПК Новости.
 
Как решить две основные проблемы общества и государства: повышение РЕАЛЬНЫХ доходов и стабилизация цен на продукты питания?
 
«По моему глубокому убеждению, ключ к их решению лежит в опережающем развитии села и сельского хозяйства», - сообщил Т.Рахимбеков на своей 
странице в соцсети.
 
Но, по его мнению, сегодня они сами нуждаются в кардинальном переустройстве. Крайне низкие урожайность сельхозкультур и продуктивность сельхозживотных порождают низкую производительность труда в отрасли, низкую ее эффективность. В свою очередь, это ведет ко все большему снижению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства в сравнении даже с бывшими республиками некогда единого Союза - с Россией, Беларусью и среднеазиатскими государствами.
 
В результате, Казахстан не только теряет рынки других стран для экспорта своей сельхозпродукции. Мы становимся все более зависимыми от импорта даже традиционной для казахов животноводческой продукции - мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов.
 
И это при том, что сельское хозяйство Казахстана обладает огромным потенциалом. Оно способно прокормить не только 20 млн собственного населения, но и обеспечить продовольственными товарами не менее 400-500 млн человек. И через это аграрный сектор может стать основным поставщиком валютной выручки для страны, причем стать вечным, возобновляемым источником валюты, в отличие от полезных ископаемых, которые могут закончиться через несколько десятилетий.
 
Надо сказать, что государство вкладывает немалые бюджетные средства в село и сельское хозяйство, но эффективность от них снижается из года в год и стремится к нулю, говоря языком математики.
 
«Причины общеизвестны: коррупция, лоббизм агроолигархов, низкая компетентность чиновников», - отметил Т.Рахимбеков.
 
Эксперт считает, что в стране необходимо разработать новую государственную аграрную политику. Причем она должна быть в форме Закона РК «Национальная стратегия развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Казахстан на 2026-2075 годы», которая должна быть принята Парламентом и подписана Президентом.
 
«В основу Стратегии АПК должен быть положен всесторонний и глубокий анализ многих факторов: геополитических, транспортно-логистических, угрозы возникновения и распространения пандемических заболеваний… Но в качестве главных предпосылок принятия новой Госполитики в аграрной сфере должны быть приняты три фактора», - считает Рахимбеков.
 
Во-первых, глобальное изменение климата, которое требует изменения культуры ведения сельского хозяйства, применения новых сортов, пород, технологий;
 
Во-вторых, широкомасштабная и нарастающая деградация почвы;
 
В-третьих, изменение структуры сельского хозяйства - сегодня преобладают мелкие крестьянские (МКХ) и личные подсобные хозяйства (ЛПХ).
 
Главная цель НацСтратегии - повышение благосостояния граждан.
 
«В Стратегии АПК государство должно предложить новую аграрную политику и дать сигналы сельским труженикам, в каком направлении они должны двигаться в долгосрочной перспективе», - отметил Толеутай Рахимбеков.
 
По его мнению, стратегия АПК должна быть документом концептуального характера: только основные направления, основные пути и основные механизмы, без всяких тонн, гектаров, процентов, за исключением нескольких ключевых индикаторов.
 
Вся детализация должна быть в 5-летних отраслевых Национальных проектах, например, «Овцеводство», «Скотоводство», «Птицеводство», «Зерновые культуры», «Плодоовощные культуры», «Кормовые культуры», «Масличные культуры», «Научное и кадровое обеспечение АПК», «Развитие сельских территорий».
 
Всего три основных шага в НацСтратегии:
 
- формирование и развитие производственной инфраструктуры сельского в форме Сельских сервисной-потребительских кооперативов (ССПК). Про пять функций ССПК я уже неоднократно писал. Думаю, нет необходимости повторяться;
 
- кардинальное реформирование системы и механизмов кредитования и субсидирования сельского хозяйства.
 
Давно говорят о создании специализированного Агробанка.
 
«В этом вопросе я был и остаюсь сторонником придания статуса Агробанка АО «Аграрная кредитная корпорация». Это АО с момента своего создания в январе 2001 года функционирует как банк. У него порядка 200 филиалов практически во всех сельских районах страны в форме ТОО «Кредитное товарищество».
Но 200 КТ для Казахстана мало. Можно довести их количество до 1,5 - 2 тыс. единиц», - сообщил Рахимбеков.
 
Механизм работы простой. АО «АКК» выходит на рынок межбанковских кредитов и занимает у банков второго уровня кредиты (займы) на необходимую для крестьян сумму, допустим 2 трлн тенге под гарантии Правительства РК. По ставке 10-12% годовых. Вознаграждение по этим кредитам, которое АО «АКК» обязано уплатить банкам, тут же субсидируется до 0% годовых, в результате чего займы банков для АО «АКК» становятся под 0% годовых. Далее АО «АКК» кредитует КТ под 1% годовых для целей приобретения основных средств и под 2% годовых для целей пополнения оборотных средств. Получив в АО «АКК» кредиты, КТ кредитуют своих участников-членов сельхозтоваропроизводителей, накидывая сверху еще 1% годовых для целей приобретения основных средств и под 2% годовых для целей пополнения оборотных средств. В конечном счете, для фермеров окончательная ставка вознаграждения по кредитам складывается на уровне 2% годовых для целей приобретения основных средств и под 4% годовых для целей пополнения оборотных средств. И никаких бюджетных денег для кредитования.
 
Сумма - 2 трлн тенге - достаточная для проведения всех сельскохозяйственных работ в течение года.
 
«Общая сумма субсидий сегодня достигает 450-500 млрд тенге в год. Вот из них и можно взять 200-240 млрд тенге для субсидирования ставки вознаграждение по кредитам, которые АО «АКК» получит в банках. Это первый из двух видов субсидий, которые надо оставить, отменив все остальные прочие виды субсидий», - отметил эксперт.
 
Оставшиеся 200 млрд тенге субсидий можно направить на второй вид субсидий - на субсидирование затрат на производство сельхозпродукции, отгруженной
на а) переработку;
на б) экспорт;
на в) внутренний рынок в рамках импортозамещения.
 
При необходимости можно увеличить еще на 200 млрд тенге субсидии сельскому хозяйству, поскольку по правилам ВТО Казахстан может выделять субсидии обьемом до 8,5% от валовой продукции сельского хозяйства. На сегодня это что-то около 650 млрд тенге.
 
В-ТРЕТЬИХ, освободить полностью, ПОЛНОСТЬЮ все обороты по
- производству
- переработке
- реализации
- экспорту и
- импорту сельхозпродукции и продовольственных товаров от налога на добавленную стоимость (НДС).
 
«Вот всего три шага, которые надо сделать. Но чтобы их сделать, нужна смелость! Нужны люди-чиновники, у которых не задрожат коленки перед агроолигархами и агробаронами», - подытожил Толеутай Рахимбеков.

Ссылка на источник

Вернуться к списку новостей