В Казахстане в этом году, наряду с проросшим, неклассным зерном, наблюдается большой объем пшеницы 4 и 5 класса, которую продают за бесценок. Чтобы повысить цену, государству необходимо скупить основной ее объем. Такое мнение выразил экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков. По его мнению, данная мера позволила бы сбалансировать спрос и предложение, скоропортящееся неклассное зерно легче бы утилизировалось на внутреннем рынке спросом на фураж, цена бы выросла, сообщает агентство «АПК Новости».
«В нашей стране под пшеницей заняты около 12 млн гектаров пашни. Это примерно 2/3 всей пашни ярового сева. Учитывая, что средняя многолетняя урожайность пшеницы составляет около 11-12 ц/га - в среднем ежегодный валовый сбор пшеницы составляет около 13-14 млн тонн», - сообщил А.Мамытбеков на своей странице в сети Фейсбук.
Около 2 млн тонн идут на семена;
около 2 млн тонн идут на продовольственные цели;
около 2,5 млн тонн идут на фураж и технологическую переработку (спирт и прочее).
Остальные 6,5 -7,5 млн тонн пшеницы ежегодно идут на экспорт.
На фураж и на технологическую переработку у нас внутри страны зачастую идет отличнейшая по качеству казахстанская пшеница с высокими показателями.
«Такие показатели являются во многом недостижимыми для других стран, которые покупают нашу пшеницу в качестве продовольственного зерна, а также, зачастую, в качестве улучшителя своего зерна. Такая по качеству пшеница, как у нас, произрастает, кроме нашей страны, еще только в нескольких странах, находящихся на подобной географической широте в обеих полушариях Земли и имеющие резко континентальный климат. Это Канада, США, Австралия, Аргентина и небольшая часть РФ. Поэтому отменное качество нашей пшеницы – это, во многом, заслуга особенности нашего климата», - заметил А.Мамытбеков.
Конечно, отметил он, можно было бы пшеницу, идущую на фураж, не отправлять на корм скоту, а можно было бы продавать ее на экспорт. Но такое расточительство вынужденное.
«Ведь откуда фермеру взять другое зерно. В обычные годы 4 и 5 класс (фуражное зерно - тем более) у нас просто не урождается. Если ранее - в 90-е годы в северных районах Костанайской и Северо-Казахстанской области ввиду несоблюдения сроков сева и уборки (просто не хватало техники), плохих сортов семян частенько параметры пшеницы не дотягивали до 3 класса, то сейчас эта проблема почти решена. Оптимальные сроки и скороспелые сорта сделали нужное дело. В обычные годы в основном в урожае доля 4, 5 класса и внеклассное зерно минимальная», - сообщил А.Мамытбеков.
Привезти откуда-либо фуражное зерно, с учетом транспортных расходов, обойдется дорого. Поэтому, зачастую, нашу пшеницу, считающуюся во многих странах улучшителем, фермеры скармливают птице, скоту, отправляем на производство спирта.
Нынешний год был очень сложным и аномальным. Даже видавшие виды старожилы и ветераны не припоминают такие сюрпризы погоды. Засушливая весна и первая половина лета в основных зерносеющих регионах перешли в затяжные, обложные дожди в августе. Непрекращающиеся осадки выпали на период, когда шли фазы цветения и созревания зерна. Все это сопровождались теплыми атмосферными температурами днем и ночью, что тоже было нехарактерно для этих мест. После созревания культуры, беспросветные дожди не давали возможности уборки. Комбайны просто не могли заехать на поле - тонули. Уборка шла рывками и затянулась до ноября. Фермеры вылавливали дни, когда появлялся просвет между осадками. Ведь нужно было не только дождаться «окошка» между дождями, но и когда почва более-менее просыхала, чтобы техника могла заезжать на поля. И с каждым новым дождем эти паузы были все длительней.
В итоге пшеница перезрела в колосе и начала осыпаться (осенние ливни сопровождались ветрами). Потери урожая составили до 50%. Мало того, что зерно осыпалось, то зерно, что оставалось в колосе, начало прорастать. Соответственно цены и спрос на такое зерно снизились.
«Кормовая ценность такого зерна снижается малозначительно, но хранить такое зерно длительно нельзя. Но наряду с проросшим - неклассным зерном, в этом году из-за аномальной погоды уродилось очень много пшеницы 4 и 5 класса. Где -то клейковины и белка не хватило, часто индекс числа падения был низким. То есть, зерно не подходит для хлебопечения, но отлично подойдет в качестве корма для скота. Здесь надо учесть, что ввиду отсутствия одномоментного спроса в таком объеме на фураж, цены просто обвалились», - констатировал А.Мамытбеков.
По его мнению, правильно было бы в такой сложный сельскохозяйственный год государству поддержать аграрный сектор скупив существенный объем пшеницы 4,5 класса.
Во-первых, это повысило бы цены на продовольственное зерно 3 класса, на которое цены тоже упали ввиду повальной продажи за бесценок 4 класса и наплыва российской пшеницы на наш внутренний и наши традиционные экспортные рынки. Из-за низких цен на небольшой объем урожая хорошего зерна, фермеры испытывают большие финансовые трудности.
Во-вторых, купив кондиционную пшеницу 4 и 5 класса (речи покупать неклассное зерно госкомпанией не идет), спрос и предложение на пшеницу ниже 3 класса был бы сбалансирован, так как скоропортящееся неклассное зерно бы легче утилизировалось на внутренном рынке спросом на фураж. Все это косвенно помогло бы всему фермерскому классу, так как они бы выгодно продали бы часть своего зерна нацкомпании, а на оставшееся внеклассное зерно рыночные цены бы подросли (так как лишний объем предложения на рынке был бы стерилизован возникшим спросом со стороны госкомпании). Все это положительно повлияло бы на весь зерновой рынок.
В-третьих, имея солидный фуражный фонд на балансе госкомпании, государство бы позволило в последующие годы нарастить объемы продажи зерна на экспорт, что тоже бы положительно сказалось на финположении фермеров.
Также эти меры позволили бы стабилизировать дальнейшее развитие отрасли животноводства, которую часто лихорадит от резкого повышения цен на корма.
«В недалеком прошлом были года, когда в качестве фуража фермеры-животноводы вынуждены были покупать зерно по 300-350$ за тонну. А сейчас на рынке не могут продать 5 класс пшеницу по 50-60 тыс. тенге. Не пройдет и года, как цена может круто поменяться. Таких примеров было много. Но, к сожалению, память у нас коротка. Скупив сегодня по 80 тыс. тенге 5 класс, фермеры-растениеводы сегодня скажут спасибо Правительству, а завтра скажут спасибо животноводы», - считает Асылжан Мамытбеков.
И все это без убытков, и даже с определенной прибылью для госкомпании. Ведь мысли создания фуражного фонда у нас в стране витают уже давно.
«Этот год наиболее удачен для таких начинаний!» - подытожил эксперт.
В комментариях под публикацией фермеры сообщили о том, что год, действительно, был очень тяжелым. И подобная ситуация наблюдается не только с пшеницей.
«Подсолнечник тоже пострадал из за климатических условий, было даже такое, что семечки в подсолнечнике начали прорастать, первый раз такое видели, а осыпание тоже неприятная вещь, последствия потом, заражения болезнями и вредителями. С кукурузой вообще отдельная тема. Тоже сняли ее только в ноябре-декабре, а у кого-то она еще в полях стоит. В общем, год очень сложный. По ценам вообще молчу, цены упали на зерно в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а затраты на выращивание тоже растут. Какой-то кризисный год для фермеров, к сожалению», - написала менеджер компании «КосАгроКоммерц» Зарина Исаева.
«Почему-то отраслевое министерство в такой трудный год разрешило казахстанским спирт заводам закупать ж/д транспортом пшеницу с РФ. Рынок вроде бы наш, но работаем на других», - заметил председатель правления ТОО «КТ Елимай 2017» Сагынгазы Курманалин.