Усиление роли Продкопорации на рынке поможет сохранить максимальную выгоду от реализации выращенной сельхозпродукции мелким и средним фермерам, которые составляют 80% от общего числа аграриев в стране. В настоящий момент рассматриваются изменения в программу развития Продкорпорации с наделением её статусом оператора по зерновому рынку. Это предложение было неоднозначно встречено на рынке, после чего сама корпорация решила прокомментировать грядущие изменения.
«Недобросовестность некоторых трейдеров существенно влияет на обычных фермеров, которые вынуждены продавать свое зерно по диктуемым ценам, которые порой бывают ниже себестоимости производства зерна. Такое положение может обанкротить отечественных фермеров и поставить под угрозу продовольственную безопасность страны», - заявили в Продкорпорации.
Одним из перспективных направлений экспорта пшеницы сегодня является Китай. В Продкорпорации подчеркнули, что рынок КНР очень зарегулирован, это затрудняет доступ компаний к нему. Поэтому Продкорпорация предоставит фермерам свои возможности для экспорта в КНР, что позволит поддерживать справедливые экспортные цены на зерновые и ограничить демпинг со стороны недобросовестных трейдеров.
В Продкорпорации сообщили, что в 2023 году она достигла договоренности с китайской компанией по поставкам пшеницы по выгодной цене.
«Однако партнеры приостановили закуп пшеницы ввиду демпинга цен со стороны казахстанских трейдеров по более низким ценам. Таким образом, эффективная стратегия и единая экспортная политика приведет к стабильности рынка, в результате которой экспортные цены будут выгодны для всех участников зернового рынка», - подчеркнули в компании.
Трансформация Продкорпорации в крупного игрока на зерновом рынке будет вестись постепенно, по мере роста объемов экспорта. Чтобы помочь фермерам, корпорация обеспечит координацию действий казахстанских участников. В рамках этой работы предполагаются: проведение переговоров с зарубежными госорганами и нацкомпаниями, брендирование продукции, формирование крупных партий и обеспечение требуемой зарубежными партнерами регулярности поставок товаров, соответствующих необходимым стандартам и т.п.
Как сообщила Продкорпорация, в своей работе она будет руководствоваться опытом ведущих стран, таких как Канада, КНР и другие. Эти страны в период развития АПК на государственном уровне регулировали торговлю сельхозпродукцией через рыночные механизмы. Осуществлялось регулирование через специализированную организацию.
«При достижении зрелости сельского хозяйства страны Продкорпорация позволит рынку самостоятельно функционировать через рыночные отношения», - сообщили в компании.
В настоящий момент Прокорпорация уже играет стабилизирующую роль на рынке за счет проведения закупа зерна в период низких цен, а также за счет реализации удешевленного зерна мукомольным предприятиям, животноводческим и птицеводческим хозяйствам по цене, ниже рыночной.