Предпринимательский кодекс защищает интересы бизнеса от необоснованного введения госорганами запретов и ограничения предпринимательской деятельности.
Так, при подготовке решений госорганы обязаны соблюсти предусмотренные Кодексом условия формирования так называемых регуляторных инструментов. В числе прочих к таким условиям относятся: обоснованность, соразмерность и рациональность предлагаемого решения.
Но основным инструментом сдерживания госорганов от принятия необоснованных решений можно считать норму Кодекса, которая обязывает госорганы проводить анализ регуляторного воздействия еще на стадии подготовки решения, согласовать его с НПП «Атамекен» и получить одобрение Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство национальной экономики.
Чем же руководствовалось Министерство торговли при подготовке решения о введении экспортной пошлины на подсолнечник?
Преследуя истинную цель – загрузить производственные мощности производителей масла, Министерство торговли на основании экспертной оценки ассоциации производителей масла, игнорируя данные официальной статистики, делает вывод, что на внутреннем рынке в 2023 году может сложиться дефицит подсолнечника для его переработки и последующей поставки подсолнечного масла на внутренний рынок. Данные официальной статистики на тот момент показывали обратное – наличие больших остатков подсолнечника и масла подсолнечного, кратно превышающих потребности внутреннего рынка.
Следует отметить, что игнорируя данные официальной статистики, Министерство торговли нарушило норму закона «О государственной статистике», обязывающую госорганы использовать в своей работе только официальную статистику.
Далее на основании предположения о возможном возникновении дефицита подсолнечника Министерство торговли для оперативного принятия решения о введении пошлины воспользовалось нормой Кодекса, позволяющей госорганам не проводить анализ регуляторного воздействия предлагаемого решения.
Данная норма допускает такое, в нашем в случае - для предотвращения или уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, отнесенных в перечень социально важных товаров. К таким товарам решением Правительства отнесено масло подсолнечное, но не подсолнечник.
Использование данной нормы Кодекса позволило Министерству торговли сохранить контроль за дальнейшим продвижением решения о пошлине, так как теперь его одобрение находилось в компетенции Межведомственной комиссии, рабочим органом которой является Министерство торговли.
Какие нормы Предпринимательского кодекса были нарушены при введении экспортной пошлины расскажем в следующей части нашего материала.
Начало по ссылке:https://www.grainunion.kz/ru/article/2987
Продолжение (часть 3) по ссылке: https://www.grainunion.kz/ru/article/2993