В заключительной части нашего материала сформулируем основные выводы, связанные с действием экспортной пошлины на подсолнечник.
ВЫВОДЫ:
1. Решение о введении с февраля 2023 года экспортной пошлины на подсолнечник оформлено Министерством торговли как мера реагирования на критический недостаток подсолнечного масла на внутреннем рынке в 2023 году.
2. Для обеспечения внутреннего рынка необходимо 192 тыс. тонн масла подсолнечного в год, что эквивалентно 466 тыс. тонн подсолнечника.
3. Данные официальной статистики, основанные на отчетах маслозаводов и зернопроизводителей, свидетельствовали о наличии больших запасов масла и подсолнечника на начало 2023 года, кратно превышающих годовую потребность внутреннего рынка.
4. Министерством торговли нарушены нормы Предпринимательского кодекса в части обоснованности решения о введении пошлины, а также требования закона «О государственной статистике» в части обязательного использования госорганами данных официальной статистики.
5. Действие экспортной пошлины определено на постоянной основе. Это противоречит сути решения, принятого как мера реагирования на критический недостаток подсолнечного масла на внутреннем рынке. Проблема критического недостатка, как правило, относится к временной и оперативно решается в краткосрочном периоде. Этим решением Министерство торговли нарушило нормы Предпринимательского кодекса в части соразмерности и рациональности решения о введении пошлины на постоянной основе.
6. Реальной целью введения пошлины на вывоз подсолнечника со сроком действия на постоянной основе является загрузка мощностей казахстанских производителей масла. При этом Министерством торговли нарушены нормы Предпринимательского кодекса в части обязательного проведения и согласования анализа регуляторного воздействия данного решения.
7. Министерство торговли не обеспечило должного уровня снижения внутренних цен на масло подсолнечное в период действия экспортной пошлины на подсолнечник. При снижении мировых цен на масло в 2 раза внутренние цены в Казахстане снизились на некоторые проценты.
8. Действие экспортной пошлины на подсолнечник не привело к должному уровню снижения внутренних цен на масло, но способствовало существенному снижению закупочных цен на подсолнечник. Потери дохода зернопроизводителей от действия пошлины только в период с октября по декабрь 2023/24 МГ оцениваются в 29 млрд. тенге.
9. Министерство торговли в период действия ограничений на экспорт подсолнечника допустило существенное увеличение доли импортного масла на внутреннем рынке. Такое могло произойти только при отсутствии со стороны Министерства торговли должного регулирования экспорта и импорта масла сырого и рафинированного.
10. Текущая доля импортного масла на внутреннем рынке заметно превышает предельный уровень, характеризующий продовольственную независимость страны.
11. В результате действия и бездействия Министерства торговли в вопросах регулирования рынка конечными выгодоприобретателями от введения экспортной пошлины можно назвать производителей и экспортеров масла подсолнечного.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Профильные ассоциации и Конфедерация работодателей PARYZ предлагают Министерству торговли и Министерству сельского хозяйства совместно на площадке НПП «Атамекен» объективно оценить последствия введения экспортной пошлины и принять соответствующее решение по исправлению сложившейся ситуации на рынке подсолнечника в Казахстане.
Начало по ссылке: https://www.grainunion.kz/ru/article/2987