Дефицит мощностей хранения зерна в Казахстане приводит к тому, что сразу после жатвы фермеры стараются продать и вывезти большие объемы зерна. Это в свою очередь приводит к заторам на железной дороге и введению запретов на погрузку. Одним из решений данной ситуации Агентство по защите и развитию конкуренции видит расширение мощностей хранения зерна. Об этом говорится в отчете о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности за 2023 год.
«По информации, представленной Зерновым союзом Казахстана, вместимость зернохранилищ, а также недостаточное развитие элеваторных мощностей и зернохранилищ приводит к повышенной нагрузке на железнодорожно-транспортную инфраструктуру. Так, валовый сбор зерновых в Казахстане в 2022 году достиг около 22,1 млн тонн, в то время как вместимость зернохранилищ в этом периоде составляет всего лишь 10,4 млн тонн. Количество зерна, заявленного к перевозкам, оказалось намного выше пропускной способности железнодорожной сети», - говорится в отчете.
В этой связи АЗРК направило в Минсельхоз рекомендации о рассмотрении возможности расширения элеваторных мощностей и зернохранилищ в целях снижения нагрузки на железнодорожно-транспортную инфраструктуру. В ведомстве подчеркнули, что строительство зернохранилищ позволило бы обеспечить равномерный и непрерывный вывоз зерна в течение всего периода.
Кроме того, ситуация с перевозками осложняется нехваткой маневровых и магистральных локомотивов, а также сниженной пропускной способностью железных дорог.
По данным Министерства транспорта, в настоящее время обсуждается внесение поправок в законодательство, которые предусматривают выделение Национального оператора инфраструктуры из состава КТЖ с дальнейшим его регулированием со стороны уполномоченного органа. Далее планируется на законодательном уровне закрепить роль Национальной транспортно-логистической компании.
Также в целях обновления подвижного состава за счет средств КТЖ в 2023 году приобретено 113 локомотивов. До 2028 года запланировано приобретение 559 локомотивов, в том числе 193 электровозов, 366 тепловозов.