usd523.17eur550.06rub4.93cny71.81
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Обвал экспорта зерна объяснили в Казахстане 24.10.2024 в 13:17 404 просмотра

Экспорт пшеницы из Казахстана за январь-август 2024 года снизился почти на 40%, составив чуть выше 3 млн тонн. Эксперты назвали данный показатель полным провалом и сообщили, что потеря части экспортных рынков – это показатель полного провала государственной политики в аграрной сфере, включая торговлю сельхозпродукцией, передает агентство АПК Новости.

  «Валютная выручка страны от экспорта пшеницы составляла примерно около 1 млрд долларов в год. И если уж в такой степени обвалился экспорт пшеницы, то значит что-то не так в нашем сельском хозяйстве (…) Вице-министр торговли заявил, что экспорт снизился почти на 40%. Надо было сказать «обвалился» экспорт. Все-таки снижение на 40%!» - прокомментировал ситуацию Первый заместитель председателя партии «Ауыл», экс-председатель правления НАНОЦ, в прошлом советник министра сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков.

  Почему такой ОБВАЛ экспорта зерна?

  По словам вице-министра торговли по следующим причинам:
во-первых, низкого урожая 2023 года;
во-вторых, ужесточения конкуренции на зарубежных рынках.

  «Низкий урожай прошлого года, понятное дело, наши чиновники списывают на нехорошую погоду. Но, по данным официальной статистики, Казахстан в прошлом году собрал 16 млн тонн зерновых. Плюс надо прибавить около 2 млн тонн зерна, завезенного из России. Всего 18 млн тонн. Внутренний рынок страны потребляет, скажем с большой натяжкой, около 8 млн тонн. Всего, получается, на экспорт можно было бы отгрузить около 10 млн тонн. Где они? Про жесточайшую конкуренцию на внешних, да и не только на внешних рынках, вице-министр, тем более торговли и интеграции, должен был бы знать. Ведь конкуренция появилась не в этом году. Она была всегда! А что такое конкуренция? Это сочетание двух факторов - цены и качества. Любой покупатель, будь хоть это домохозяйка или государство, хочет купить любой товар ценой подешевле и качеством получше. А вот здесь мы сильно уступаем России - и по качеству, и по цене», - считает Т.Рахимбеков.

  По его словам, Россия еще с 2014 года попала под санкции, но начала серьезно реформировать систему государственной поддержки сельского хозяйства. И российские реформы дали свои положительные результаты. Эксперт привел  только одну цифру. В 2000-2010-е годы Россия собирала примерно 80-90 млн тонн зерна в год, а сегодня - 130-140 млн тонн. То есть увеличение в 1,5 раза! И это за счет повышения урожайности зерновых культур в 1,5 раза. Причем не надо ссылаться на лучшие в России, чем в Казахстане природно-климатические условия.

  Конечно, в России есть, например, Краснодарский, Ставропольский края, где даже в советские годы урожайность была на уровне 60 ц/га. Но даже если сравнивать урожаи в Омской и Северо-Казахстанской областях, в которых примерно одинаковые природно-климатические и почвенные условия, то сравнение будет явно не в пользу Казахстана.

  Из-за более высокой урожайности в 1,5 раза, себестоимость российского зерна получается примерно в 1,5 раза ниже, чем казахстанского. Вот почему мукомолы Казахстана, да и других стран лучше покупают российское зерно, чем казахстанское. Потому что российское зерно просто дешевле.

  «Вспомните 2022 год. Наше зерно предлагали по 180 тыс. тенге за тонну, а российское зерно, уже привезенное на территорию Казахстана, продавали по 120 тыс. тенге. Да и качество российского зерна намного выше, потому что российский фермер побольше нашего применяет удобрения, пестициды, обновляет семена и технику», - отметил Т.Рахимбеков.

  Ученые говорят, что для получения нормальных урожаев нужно сочетание четырех факторов:
1) семена;
2) удобрения;
3) пестициды или средства защиты растений;
4) соблюдение агротехнологий, для чего нужны нормальная техника и ГСМ.

  «Для того, чтобы обеспечить все четыре фактора к весенним полевым работам, нужны деньги и желательно, чем раньше, тем лучше. Посев зерновых проводится в мае. Деньги крестьянам лучше иметь, конечно, в ноябре-декабре, в крайнем случае - в январе-феврале. Но денег НЕТ! Кредитование ВПР запаздывает. Так называемое «удешевленное» топливо приходит в мае, а то и в июне. Причем кредиты и топливо достаются только крупным сельхозтоваропроизводителям, кто имеет возможность предоставить залоги под кредиты, кто может выкупить топливо и кто имеет склады, куда может слить это топливо. Денег на семена, удобрения и пестициды, на обновление техники у подавляющего большинства СХТП нет. В результате, сеются стародавними семенами. Используют одни и те же семена по 15-30 лет, хотя ученые рекомендуют научно обоснованные сроки сортосмены в хозяйствах один раз в 3-4 года для зерновых культур. Хотя бы раз в 6-7 лет. Удобрения и пестициды применяют в объёмах не более 10% от потребностей», - привел пример Толеутай Рахимбеков.

  Про состояние сельхозтехники и оборудования известно всем. Многие фермеры до сих пор работают на тракторах и комбайнах советского производства. То есть возраст тех тракторов и комбайнов приближается к 35 годам и выше, хотя срок службы их 10-11 лет.

  Что делать?

  «Нужна новая государственная аграрная политика, для чего необходимо разработать Национальную стратегию развития АПК и сельских территорий на 50 лет», - уверен Т.Рахимбеков.

  По его мнению, при разработке НацСтратегии в качестве исходной информации нужно взять за основу три фактора:
1) глобальное изменение климата - все больше и чаще становится засушливых лет, нужны новые сорта культур и пород скота, скажем так, засухоустойчивые;
2) масштабная деградация почвы - нужно менять культуру земледелия, разрабатывать новые агротехнологии;
3) изменение структуры сельскохозяйственного производства - сегодня 80% сельхозпродукции производится мелкими крестьянскими и личными подсобными хозяйствами.

  При разработке НацСтратегии предлагает помнить и о трех специфических особенностях сельского хозяйства:
1) высокая зависимость от природно-климатических условий;
2) сезонность;
3) высокое влияние социального фактора.

  Кроме того, нельзя забывать еще два момента:
1) развитие села и сельского хозяйства неразрывно связаны друг с другом;
2) природа и предназначение субсидий - субсидии нужны не только для погашения части затрат крестьян на производство сельскохозяйственной продукции.

  Субсидии, с одной стороны, нужны для обеспечения продовольственной безопасности, точнее ее ключевого элемента, называемой экономическая доступность сельхозпродукции. Чтобы люди могли купить, исходя из своих доходов. Поэтому надо понимать, что субсидии выделяются не фермерам, а фактически всему населению страны.

  С другой стороны, субсидии в сельском хозяйстве - это своеобразные социальные пособия всем сельским жителям за их согласие жить на селе.
Вот с учетом этих факторов, особенностей и моментов и должна выстраиваться новая государственная политика в аграрном секторе.

  Отсюда три направления НацСтратегии, по которым должны быть усилия государства:
1) формирование инфраструктуры сельского хозяйства на основе сервисно-мотребительской кооперации самих СХТП;
2) реформирование системы государственной поддержки, в первую очередь, систем субсидирования, кредитования, научного и кадрового обеспечения села;
3) реформирование налогообложения АПК, в первую очередь, освобождение от НДС оборотов сельхозпродукции и продовольственных товаров.

  «Если мы не сделаем этого, то мы потеряем отечественное сельское хозяйство, село, ауыл. И в заключение. Не знаю, кто-то подсунул идею полного отказа от субсидий в сельском хозяйстве в пользу кредитования. Но этот «кто-то» явно не болеет за судьбу народа, за судьбу государства. Во всем мире, все страны платят субсидии в сельском хозяйстве: и США, и Евросоюз, и Япония, и Канада, и Аргентина с Бразилией, и Израиль, и причем в этих странах доля субсидирования достигает от 30 до 70% от валовой продукции сельского хозяйства. Мы даже до 5% не можем добраться, а хотим вообще отказаться от субсидий!», - заявил эксперт.

  Отказ от субсидий в пользу кредитов окончательно убьет сельское хозяйство в Казахстане, а следом умрет село, ауыл, считает Толеутай Рахимбеков.

  Отдельно он остановился на понятии демпинга, который, как заявили, применяется в отношении экспортных цен.

  «А что такое депминг, на который ссылается вице-министр торговли? Откроем Википедию. Там написано, что это продажа товаров и услуг по ИСКУССТВЕННО заниженным ценам. А Россия не применяла ИСКУССТВЕННОЕ занижение цен на зерно. Более низкие цены на российское зерно - это результат долговременной государственной политики в аграрной сфере. В результате реформирования системы господдержки сельского хозяйства, включая и господдержку экспорта сельхозпродукции, предпринятой в России начиная с 2014 года, российское зерно стало намного конкурентнее, чем казахстанское зерно», - подытожил Толеутай Рахимбеков.

Вчера на брифинге в Правительстве вице-премьер Серик Жумангарин заявил, что в 2023 году произошло сужение экспортных рынков. Причиной назвал снижение объема и качества продукции. Торговать было просто нечем, отметил он. Но качество зерна и те связи, которые были налажены исторически, позволяют смотреть в будущее спокойно, сказал С.Жумангарин.

Ссылка на источник

Вернуться к списку новостей