usd522.42eur543.89rub5.28cny71.69
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
«Потеряем экспортные позиции»: Зерновой союз требует отменить незаконно введенную транспортниками меру 23.01.2025 в 16:19 7 просмотров

Зерновой союз Казахстана обратился в министерство транспорта с жалобой. Зерновики заявили о категорическом несогласии с ограничением, введенным администрацией железных дорог Казахстана. В Союзе считают, что мера носит незаконный характер, грубо нарушает законодательство и ставит экспортный потенциал под угрозу, сообщает агентство АПК Новости.
 
Как отмечено в документе, жалоба касается незаконности введения ограничения на минимальную толщину гребня колесных пар и требования его немедленной отмены.
 
«Зерновой союз Казахстана, объединяющий ведущих участников зернового рынка страны, заявляет о категорическом несогласии с ограничением на минимальную толщину гребня колесных пар до 26 мм, введенным телеграммой администрации железных дорог Казахстана от 09.01.2025 с вступлением в силу с 15.01.2025», - говорится в жалобе Союза.
 
В документе также сообщается, что акт носит «незаконный, дискриминационный характер, грубо нарушает нормы национального законодательства и международные обязательства Республики Казахстан в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также создает необоснованные барьеры для экспорта».
 
Первое – принятая мера нарушает национальное законодательство.
 
Согласно Закона РК «О железнодорожном транспорте», любые изменения в технических требованиях к подвижному составу, включая эксплуатацию колесных пар, должны сопровождаться утверждением соответствующих нормативных актов (постановления или приказы компетентных органов); проведением предварительного анализа последствий таких изменений; уведомлением участников рынка с предоставлением переходного периода для выполнения новых требований.
 
«Телеграмма от 09.01.2025 не имеет статуса нормативного акта, что делает её юридически ничтожной. Отсутствие обоснования введенных изменений нарушает положения статьи 15 Закона РК «О железнодорожном транспорте», в которой предусмотрено, что решения, влияющие на эксплуатацию подвижного состава, должны быть технически и экономически обоснованы.  
Отсутствие переходного периода нарушает статью 20 указанного закона, требующую обеспечение правовой предсказуемости и защиты прав владельцев вагонов. Установление срока выполнения изменений в 6 дней — вопиющий пример игнорирования прав участников рынка», - говорится в письме.
 
Второе – мера противоречит международным обязательствам.
 
«Согласно статье 5 Соглашения об общих условиях использования грузовых вагонов в международном сообщении, эксплуатация грузовых вагонов в международном сообщении регулируется едиными техническими нормами, согласованными всеми участниками. Установленный стандарт толщины гребня колесных пар (25 мм) является международно признанным и используется всеми странами ЕАЭС. Введение требования толщины гребня 26 мм нарушает принцип унификации технических стандартов; противоречит статье 6 СОГГВ, которая запрещает вводить ограничения, затрудняющие эксплуатацию подвижного состава в международном сообщении», - указали в Союзе.
 
Кроме того, согласно статье 29 Договора о ЕАЭС, страны-участницы обязаны обеспечить равный доступ к инфраструктуре общего пользования и недопущение дискриминации.
 
«Введение Казахстаном более строгого стандарта без согласования с ЕАЭС создает неравные условия для казахстанских грузоотправителей, в то время как операторы из других стран продолжают работать по стандарту 25 мм. Данный акт нарушает принципы свободы движения товаров и услуг, закрепленные в статье 1 Договора о ЕАЭС, а также ставит под угрозу стабильность интеграционных процессов», - считают зерновики.
 
Третье - экономические и репутационные последствия.
 
«Прямые финансовые издержки. Замена колесных пар для 80% казахстанского вагонного парка (около 10 000 вагонов) потребует затрат в размере 72 млрд тенге. В Казахстане отсутствуют заводы по производству колесных пар, что увеличивает зависимость от импорта и удорожание закупок», - говорится в жалобе.
 
Также в документе перечислены косвенные потери.
 
«Простои вагонов приведут к срыву экспортных контрактов и уплате штрафов; увеличению транспортных затрат и простоям на грузовых терминалах; росту стоимости перевозок. Казахстанские экспортеры окажутся в невыгодных условиях по сравнению с зарубежными конкурентами, что приведет к потере позиций на ключевых рынках (Китай, Узбекистан, Россия), - отметили в Союзе.
 
Репутационные риски − невыполнение экспортных обязательств негативно скажется на международной репутации Казахстана как надежного партнера.
 
«Партнеры по ЕАЭС могут подать жалобы в Евразийскую экономическую комиссию, что усилит негативный эффект», - говорится в бумаге.
 
Зерновой союз Казахстана требует немедленно отменить телеграмму от 09.01.2025 как противоречащую Закону РК «О железнодорожном транспорте»; Соглашению об общих условиях использования грузовых вагонов; Договору о ЕАЭС.
 
Также в Союзе требуют использовать стандарт толщины гребня колесных пар 25 мм, соответствующий международным нормам.
 
Кроме этого, отметили в Союзе, необходимо исключить возможность введения подобных ограничений в будущем без проведения предварительных консультаций с участниками рынка; согласования на уровне ЕАЭС; установления разумного переходного периода (не менее 6 месяцев); оказания государственной поддержки в случае необходимости модернизации вагонного парка (субсидии, льготные кредиты и другое).
 
«Введение ограничения на толщину гребня колесных пар до 26 мм является незаконным, необоснованным и дискриминационным, наносящим ущерб экономике Казахстана и экспортному потенциалу страны. Его сохранение создаст прецедент для дальнейших нарушений и разрушения принципов ЕАЭС», - подытожили в Союзе.
 
Документ подписан Председателем ОЮЛ «Зерновой союз Казахстана» Нурланом Оспановым.

Ссылка на источник

Вернуться к списку новостей