Органический рынок завоевывает все большую популярность в Казахстане. Причем самый крупный производитель органики находится в Акмолинской области.
Перспективы этого производства обсуждали участники трехдневного семинара для представителей системы сертификации и аккредитации по органической продукции и Халал, стартовавшего сегодня в Кокшетау. Семинары проводит ТОО «Центр компетенций» НПП РК «Атамекен» совместно с Комитетом по техническому регулированию МИИР РК и Союзом производителей органической продукции в рамках продвижения зонтичных брендов «Qazaq Organic Food» и «Halal Qazaqstan».
Будущее Казахстана — за органикой, уверены организаторы семинара. Мир давно взял курс на органическую продукцию. К примеру, только в одной Германии потребность в органике на сегодня насчитывает 10 млрд. евро, тогда как производство покрывает лишь пятую часть. Растет и органический рынок нашей страны. В Казахстане сегодня органику производит 61 хозяйство. Причем самый крупный ее производитель акмолинская компания – ТОО «Edelweis Invest». На 27 тысячах гектарах хозяйство выращивает сертифицированную органическую продукцию. В целом же, в Казахстане под органику переведено 277 тыс. га.
В год экспорт продукции из Казахстана в страны Евросоюза составляет порядка 10 млн. долларов. Основные экспортеры — Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская области. Большим спросом пользуются семена, масличная, бобовые культуры, всего около 20 видов продукции.
Казалось бы, есть спрос — есть предложение. Однако, по словам Арсена Керимбекова, директора ТОО «Центр компетенций» НПП РК «Атамекен», органический рынок в стране может развиваться гораздо эффективнее при наличии отечественных сертифицикационных компаний. Пока же мы вынуждены привлекать зарубежных экспертов.
В частности, международный аудитор экологической и GLOBALGAP сертификации, представитель стран Восточной Европы, Немецкого органа по сертификации CERES Мариана Канцыр рассказывала участникам семинара о международных и европейских требованиях по сертификации. Стоит отметить, без соответствующей сертификаци продукция не сможет попасть на рынок Европейского союза.
«Поэтому, первый вопрос — научиться самим работать и создавать свои компании по сертификации. Чтобы пройти сертификацию в ЕС, нужно минимум 3 года. Эксперт приезжает, проверяет вашу продукцию, причем, ближайший из них находится в Кишиневе. А, если сертификатор будет находиться в Астане, представьте, какая экономия времени и средств. Второе — дорогие лабораторные исследования. К сожалению, Казахстан находится в списке подозрительных стран, чья продукция подвергается тотальной проверке. Поэтому подобные лаборатории должны быть и у нас, в Казахстане. И, в-третьих, нам нужен сертифицированный транспорт. В перспективе рассматривается возможность создания в Казахстане северного регионального хаба по продвижению казахстанской органической продукции», – заключил Арсен Керимбеков.
Справочно: Органическая продукция — продукция, не содержащая генетически модифицированные организмы (ГМО), химически синтезированные консерванты, красители, ароматизаторы, стабилизаторы и загустители, производятся без использования вредных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация), не содержат сырье сельскохозпроисхождения, выращенное с использованием пестицидов, химических удобрений и др.