Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
usd425.73eur498.32rub5.8cny65.85
Обращение ЗСК по предварительной оценке объемов производства и экспортного потенциала зерна в сезоне 2021/22 21.07.2021 в 13:33 654 просмотра

Текущая ситуация, связанная с обсуждением возможного регулирования рынка зерна в предстоящем сезоне, требует от его участников сформировать консолидированную позицию на основе объективной оценки последствий ожидаемого снижения производства зерна и, в случае необходимости, предложить адекватные меры регулирования рынка в оптимальные сроки.

Традиционно к наиболее чувствительным сельхозкультурам, требующим особого внимания для максимального удовлетворения объемов внутренней потребности, относятся пшеница мягкая, ячмень и семена подсолнечника.

Особенности предстоящего сезона.

  1. Неблагоприятные погодные условия в период вегетации растений стали главной причиной, способствовавшей повышенному вниманию к оценке будущего урожая и первоначальному прогнозу о возможном существенном сокращении объемов производства чувствительных сельхозкультур в Казахстане.
  2. Осадки, выпавшие во второй половине июле, в целом благоприятно отразились на состоянии сельхозкультур и улучшили последующие прогнозы по урожайности и объемам производства.
  3. Активность государственных органов, связанная с первоначальной оценкой урожая (до июльских осадков), а также инициативы зернопереработчиков о введении пошлины либо иного ограничения экспорта зерна настораживают участников рынка, в ожидании принятия решения об ограничении экспорта заметен растущий ажиотаж перед началом нового сезона.
  4. На фоне обсуждения в Казахстане возможного ограничения экспорта зерна традиционные импортеры активно изучают варианты замещения казахстанского зерна поставками из Российской Федерации.
  5. Текущая ситуация на казахстанском рынке, а также относительно низкие цены на зерно в приграничных регионах Российской Федерации создают предпосылки для существенного роста объемов импорта. В новом сезоне ожидается увеличение объемов и нелегального импорта пшеницы мягкой.
  6. Высокая себестоимости зерна нового урожая, связанная как с ежегодным ростом цен на средства производства, так и снижением урожайности в предстоящем сезоне, вынуждает производителей зерна ожидать достойную цену на внутреннем рынке. По нашей оценке, «точка безубыточности» в предстоящем сезоне для большинства производителей пшеницы мягкой составит не менее 100 тыс. тенге за одну тонну. Только такая цена позволит им рассчитаться по своим обязательствам и иметь минимальную рентабельность.
  7. Формирование внутренних цен выше «точки безубыточности» зернопроизводителей не гарантировано, следовательно, сохраняются высокие риски, связанные с убыточностью зернопроизводства в предстоящем сезоне, срывом исполнения зернопроизводителями своих обязательств и серьезному ухудшению их финансового состояния. Поэтому крайне важно отложить любые меры поддержки других участников зернового рынка, ведущие к искусственному ограничению внутреннего платежеспособного спроса и сокращению доходов зернопроизводителей.
  8. Внутренний платежеспособный спрос, формируемый на конкурентной основе зернотрейдерами и мукомолами, выступает инструментом поддержки закупочной цены. При этом в среднем за последние 5 лет зернотрейдеры закупают пшеницу у производителей зерна в объеме 4 млн. тонн, мукомолы - около 2,5 млн. тонн в год. Поддержка и стимулирование мукомолов неизбежно приведет к монополизации закупа одним из участников рынка, обвалу внутренних цен и снижению рентабельности зернопроизводства.
  9. Высокие по сравнению с текущим сезоном внутренние цены на зерно отразятся и на экспортных ценах в новом сезоне. Поэтому импортеры в начале сезона могут вынужденно снизить темпы импорта в ожидании корректировки цен. Следовательно, в этот период закуп зерна будут активно осуществлять на внутреннем рынке в основном мукомолы.
  10. Растущий импорт российского зерна будет способствовать удовлетворению объемов потребности и стабилизации внутренних цен на рынке Казахстана.
  11. Нестабильная геополитическая ситуация в Афганистане может негативно отразиться на темпы и объемы импорта казахстанского зерна и муки странами Центральной Азии, и также может оказать влияние на стабилизацию внутренних цен в Казахстане.

Предварительная оценка производства и экспортного потенциала зерна.

Неблагоприятные погодные условия в период вегетации сельхозкультур внесли коррективы в прогнозы по урожайности и объемам их производства.  Так, согласно июньской оценке Международного совета по зерну объем производства пшеницы в Казахстане снижен до 12,5 млн тонн в физическом весе (майская оценка - 13,6 млн. тонн). Последовавшие июльские осадки также внесут свои коррективы и, возможно, последующая оценка Совета будет изменена.

По нашим прогнозам, объем производства пшеницы в физическом весе составит 11,9 млн. тонн при средней урожайности по стране 10,4 ц/га и убранной площади 11,4 млн. га. В зачтенном весе объем производства пшеницы мягкой составит 10,6 млн. тонн против 12 млн. тонн в текущем сезоне.

В новом сезоне ожидается увеличение импорта российской пшеницы до 2 млн. тонн против 1,1 млн. тонн в текущем сезоне. Этому способствуют ожидаемый высокий урожай зерна в приграничных регионах Российской Федерации и относительно низкие цены, сложившиеся там. С учетом переходящих остатков в 1,5 млн. тонн и объемов импорта российского зерна общее предложение пшеницы мягкой в Казахстане составит 14,1 млн. тонн против 13,8 млн. тонн в текущем сезоне. Внутреннее потребление оценивается на уровне текущего сезона и составит 5,9 млн. тонн. Экспортный потенциал пшеницы мягкой и муки в зерновом эквиваленте оценивается в 6,4 млн. тонн против 6,6 млн тонн в текущем сезоне. Переходящие запасы – 1,8 млн. тонн против 1,5 млн. тонн в текущем сезоне.

Производство ячменя оценивается в 2,8 млн. тонн в зачтенном весе против 3,2 млн. тонн в текущем сезоне. С учетом переходящих запасов общее предложение ячменя в новом сезоне составит около 3 млн. тонн против 3,6 млн. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления ячменя - около 2 млн. тонн или на уровне среднего объема потребления в трех последних сезонах. Экспортный потенциал ячменя оценивается в 1 млн. тонн, что ниже уровня среднего объема экспорта в трех последних сезонах (1,3 млн. тонн). Переходящие запасы – менее 100 тыс. тонн против 200 тыс. тонн в текущем сезоне.

Предварительная оценка объемов производства семян подсолнечника составляет 822 тыс. тонн в зачтенном весе против 778,3 тыс. тонн в текущем сезоне. Импорт из Российской Федерации оценивается в 40 тыс. тонн. С учетом переходящих запасов 13 тыс. тонн и импорта общее предложение семян подсолнечника в новом сезоне составит 875 тыс. тонн против 901,1 тыс. тонн в текущем сезоне. Прогноз внутреннего потребления 543 тыс. тонн против 528 тыс. тонн в текущем сезоне. Экспортный потенциал семян подсолнечника оценивается в объеме 300 тыс. тонн против 360 тыс. тонн в текущем сезоне.

Согласно предварительной оценке, ожидаемые объемы производства чувствительных сельхозкультур не представляют серьезной угрозы и достаточны для обеспечения потребности внутреннего рынка. При этом важно постоянно проводить наблюдение за темпами и объемами экспорта в течение первой половины предстоящего сезона и рассматривать объективную необходимость регулирования рынка только в случае достижения определенного уровня фактического экспорта, рассчитанного от экспортного потенциала той или иной чувствительной для рынка сельхозкультуры (по нашим оценкам – не ранее февраля 2022 года). Предложения о регулировании рынка должны основываться на детальной оценке его состояния, определения цели, а также продуманных механизмов регулирования и анализа последствий, сопутствующих им. Решение о вмешательстве и регулировании рынка должно рассматриваться в качестве исключительной меры.

Регулирование экспорта, преследующее цель стабилизации внутренних цен на уровне ниже «точки безубыточности» зернопроизводителей, приведет в ближайшей перспективе к последствиям, которые потребуют длительного периода восстановления, дополнительных финансовых ресурсов на поддержку производства и возвращения казахстанского зерна на традиционные рынки сбыта.

Меры регулирования экспорта зерна.

1. Запрет на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.

По сути своей является крайней мерой, применяемой в случаях, когда иные меры приняты и не приводят к достижению поставленной цели регулирования рынка. Характеризуются существенным снижением внутренних цен и доходов зернопроизводителей. Может привести к ухудшению финансового состояния зернопроизводителей, сокращению площади посевов и рабочих мест как в производстве зерна, так и в смежных сервисных секторах, увеличению площади залежных земель.

2. Пошлины на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.

Приводят к корректировке внутренних цен и снижению доходов зернопроизводителей, несущественно влияют на обеспечение внутренней потребности в зерне, оказывают влияние на темпы экспорта зерна.

3. Количественные ограничения (квоты) на вывоз зерна с территории Республики Казахстан.

Позволяют регулировать объемы и темпы экспорта зерна, существенно влияют на обеспечение внутренний потребности в зерне, оказывают незначительное влияние на стабилизацию внутренних цен и доходы зернопроизводителей.

4. Товарные интервенции.

Наиболее предпочтительная мера регулирования рынка, позволяющая обеспечить внутренние потребности в зерне и стабилизации цен (при условии достаточного объема резервов у Продкорпорации), не приводят к снижению доходов зернопроизводителей, позволяют рынку функционировать в обычном режиме.

Предложения по созданию прозрачного механизма принятия решения о регулировании рынка зерна.

  1. Приостановить до 15 августа текущую работу по подготовке предложений о регулировании экспорта зерна (квотирование, введение пошлин, запрет) во избежание преждевременного принятия решения, а также для создания прозрачного механизма принятия и предсказуемости решения о регулировании рынка, предусматривающего обязательное участие в его обсуждении отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
  2. Сформировать при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан оперативную группу из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций, отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
  3. Оперативная группа:

- на основе видового урожая, не позднее 1 сентября т.г., сформирует предварительный баланс зерна, определив объемы потребности внутреннего рынка и экспортного потенциала по видам сельхозкультур;

- по завершению уборочной кампании, не позднее 1 ноября т.г., сформирует окончательный баланс зерна с объемами внутреннего потребления и экспортного потенциала;

- на постоянной основе будет проводить наблюдение за состоянием рынка и, в случае необходимости, своевременно вносить согласованные предложения о цели, мерах и механизмах регулирования зернового рынка. При этом важно соблюсти адекватность предлагаемых мер цели регулирования рынка. Предложение о запрете на экспорт возможно только в исключительных случаях;

- в период действия принятых мер по регулированию рынка будет проводить оценку их влияния на состояние рынка и, в случае необходимости, вносить согласованные предложения по их корректировке.

      4. Меры регулирования рынка должны вводится только после заблаговременного (за 30 календарных дней) уведомления об этом участников зернового рынка.

Приглашаем участников зернового рынка и представителей заинтересованных государственных органов и организаций к совместной работе!

Вернуться к списку новостей