Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
usd425.73eur498.32rub5.8cny65.85
Предложения Зернового союза Казахстана к решениям МВК о мерах по ограничению экспорта зерна 23.07.2021 в 13:39 1084 просмотра

Зерновым союзом Казахстана подготовлены и направлены в адрес Министерства сельского хозяйства РК, Министерства торговли и интеграции РК, а также Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» предложения к решениям, принятым 13 июля т.г. на заседании Межведомственной комиссии по вопросам внешнеторговой политики и участия в международных экономических организациях.

            Как известно, Межведомственной комиссией приняты следующие решения:

1. Одобрено введение количественного ограничения вывоза с территории Республики Казахстан, в том числе в страны ЕАЭС пшеницы мягкой 5 класса, ячменя и шрота/жмыха сроком на 6 месяцев с 15 августа 2021 года;

2. Поручено проработать вопрос стимулирования экспорта муки с территории Республики Казахстан, в том числе через механизмы ограничения экспорта пшеницы и отмены возврата НДС при экспорте пшеницы.

1. По вопросу введения количественного ограничения вывоза пшеницы мягкой 5 класса, ячменя и шрота/жмыха сроком на 6 месяцев с 15 августа 2021 года 

Считаем данное решение преждевременным в части даты введения ограничения и периода его действия по следующим основаниям:

  • отсутствует определенность в оценке будущего урожая. Данные отраслевых союзов и Министерства сельского хозяйства заметно расходятся;
  • в оставшийся период вегетации растений, а также в период проведения уборочной кампании погодные условия могут измениться и оказать существенное влияние на объем и качество нового урожая. Поэтому благоразумно оценивать новый урожай ближе к завершению уборки, то есть не ранее 20 сентября;
  • отсутствуют объективные данные об объемах потребности животноводческих и птицеводческих предприятий в кормах (включая пшеницу мягкую 5 класса и ячмень) на предстоящий сезон;
  • не проведен анализ возможности животноводческих и птицеводческих предприятий самостоятельно обеспечить свою потребность в рыночных условиях, не рассматривались иные (кроме ограничения экспорта) меры для их поддержки (например, товарные интервенции или предоставление оборотных средств на льготных условиях);
  • не определены цели введения ограничения экспорта (обеспечение потребности, стабилизация внутренних цен или и то, и другое).

Учитывая, что предлагаемые в Протоколе меры принимаются для обеспечения внутреннего рынка необходимыми кормами, вызывает обоснованный вопрос отсутствие комбикормов для животных и птицы, а также отрубей и зерноотходов (дробленное зерно) в перечне продукции, на которые вводятся запрет и количественные ограничения  согласно пунктам 2 и 3 Протокола.

В таких условиях принятие решения о введении ограничения на экспорт с 15 августа т.г. сроком на 6 месяцев объективно требует пересмотра.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагается:

  1. Приостановить подготовительную работу по введению количественного ограничения на экспорт пшеницы мягкой 5 класса, ячменя и шрота/жмыха.
  2. Сформировать при Министерстве сельского хозяйства оперативную группу из числа представителей заинтересованных государственных органов и организаций, отраслевых союзов и НПП РК «Атамекен».
  3. Оперативной группе:

- до 15 августа т.г. сформировать объективные данные об объемах потребности животноводческих и птицеводческих предприятий в кормах (включая пшеницу мягкую 5 класса, ячмень и шрот/жмых) на предстоящий сезон;

- до 15 августа т.г. внести предложения в Министерство сельского хозяйства о мерах поддержки животноводческих и птицеводческих предприятий (кроме ограничения экспорта) в форме товарных интервенций или предоставления оборотных средств на льготных условиях для приобретения кормов (включая пшеницу мягкую 5 класса, ячмень и шрот/жмых);

- не позднее 1 сентября т.г., сформировать предварительную, и не позднее 1 ноября т.г. окончательную оценку нового урожая и баланс зерна, определив объемы потребности внутреннего рынка и экспортного потенциала по видам сельхозкультур;

- на постоянной основе проводить наблюдение за состоянием рынка и, в случае необходимости, своевременно вносить согласованные предложения о цели, мерах и механизмах регулирования зернового рынка. При этом важно соблюсти адекватность предлагаемых мер цели регулирования рынка. Предложение о запрете на экспорт возможно только в исключительных случаях;

- в период действия принятых мер по регулированию рынка проводить оценку их влияния на состояние рынка и, в случае необходимости, вносить согласованные предложения по их корректировке.

При этом важно установить, что меры регулирования должны вводится только после заблаговременного (за 30 календарных дней) уведомления об этом участников зернового рынка.

 

2. По вопросу проработки стимулирования экспорта муки с территории Республики Казахстан, в том числе через механизмы ограничения экспорта пшеницы и отмены возврата НДС при экспорте пшеницы.

На наш взгляд, вопросы поддержки зерноперерабатывающих предприятий должны решаться на системной основе и, что крайне важно, не в ущерб отечественным производителям зерна. Безусловно, введение экспортных пошлин или принятие иных мер ограничения экспорта зерна наиболее простое, на первый взгляд, решение. Однако они не решат системные проблемы зернопереработчиков, но окажут уже в краткосрочной перспективе негативное воздействие на объемы и качество производимого для них сырья.

В текущем году обсуждение мер ограничения экспорта пшеницы считаем нецелесообразным по следующим причинам:

  • вопросы стабилизации цен для зернопереработчиков в предстоящем сезоне возможно решить за счет ресурсов АО «НК «Продкорпорация»;
  • любые меры ограничения экспорта пшеницы отразятся на доходах отечественных производителей зерна. В предстоящем сезоне «точка безубыточности» производства пшеницы для большинства зернопроизводителей, по оценке экспертов, составит в районе 100 тыс. тенге за одну тонну. Учитывая это, в новом сезоне потребуются меры, направленные не на сдерживание, а на поддержку внутренних цен на зерно;
  • российский опыт введения экспортных пошлин для нас не показателен, поскольку уровень рентабельности производства зерна в Российской Федерации существенно выше, как и уровень господдержки зернопроизводителей. В их случае, пошлины можно рассматривать как налог на сверхприбыль. При этом аккумулированные за счет пошлин доходы бюджета направляются на погектарное субсидирование российских сельхозтоваропроизводителей;
  • стимулирование в новом сезоне экспорта муки в ущерб производителям зерна может не достичь ожидаемого результата, но нанесет непоправимый мультипликативный эффект на финансовое состояние других участников рынка (зернопроизводителей, а также зависящих от них поставщиков средств производства и услуг) и финансовые организации. Экономические потери в этом случае будут колоссальными;
  • отсутствие стратегического видения перспективы развития зерноперерабатывающей отрасли, основанного на глубоком исследовании внутреннего и внешних рынков, также не вселяет уверенности в обоснованности предлагаемых мер ее поддержки в ущерб другим участникам зернового рынка;
  • традиционные импортеры казахстанского зерна имеют возможность заместить его поставками из Российской Федерации. Например, после вступления Кыргызской Республики в ЕАЭС объемы экспорта казахстанского зерна в эту страну сократились вдвое за счет поставок российского зерна. Также существует вероятность того, что Российская Федерация может предложить нам снизить транзитный ж/д тариф по территории Казахстана для поставок российского зерна в Узбекистан, Таджикистан и Афганистан аналогично тому, как она применяет понижающий коэффициент к транзитному тарифу по территории Российской Федерации для некоторой казахстанской продукции (зерно, уголь и другие). В этом случае мы можем потерять не менее 50% объемов экспорта зерна на наши традиционные рынки не только единовременно, но и в дальнейшей перспективе;
  • предложение об отмене возврата НДС при экспорте пшеницы противоречит работе, проводимой министерствами сельского хозяйства, торговли и интеграции, Агентством по защите и развитию конкуренции, Комитетом госдоходов МФ, НПП «Атамекен» и Зерновым союзом, подписавшими в июне текущего года Соглашение о сотрудничестве по вопросу противодействия незаконным действиям и развитию добросовестной конкуренции в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Одним из первых мероприятий, готовых к реализации в рамках указанного Соглашения, является внедрение с 1 сентября 2021 года в пилотном режиме нововведений по возврату НДС при экспорте зерна.

Следует отметить, что крупнейшие мировые экспортеры зерна (США, Канада и другие), имеющие выход к морю, не ставят перед собой цели наращивать экспорт муки вместо зерна, понимая, что их традиционные рынки сбыта заинтересованы в развитии собственной зерноперерабатывающей отрасли и будут всеми способами формировать своим предприятиям конкурентное преимущество.

В нашем случае, мы имеем перспективу экспорта муки лишь в Афганистан и среднеазиатские страны, которые уже сформировали либо формируют собственную зерноперерабатывающую отрасль с хорошим уровнем ее защиты от конкуренции со стороны казахстанских мукомолов. Низкая покупательская способность этих стран также ограничивает перспективы наращивания туда поставок казахстанской муки. Поэтому, на наш взгляд, нужно объективно оценить планы и ожидания отечественных зернопереработчиков, предлагающих те или иные меры поддержки, которые могут нанести непоправимый ущерб другим участникам зернового рынка и зернопроизводству в целом.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагается:

  1. отложить до 2023 года обсуждение мер по стимулированию экспорта муки, в том числе через механизмы ограничения экспорта пшеницы и отмены возврата НДС при экспорте пшеницы.
  2. в период до 2023 года провести исследование состояния и перспективы развития зерноперерабатывающей отрасли, оценить рынки сбыта муки, определить системные проблемы и, при необходимости, пути их решения.

Вернуться к списку новостей