usd446.49eur475.38rub4.79cny61.66
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Главным выгодоприобретателем всегда должен быть фермер! 22.02.2022 в 15:46 728 просмотров
  1. О «ручном управлении»
  2. О дискриминационных мерах поддержки
  3. О проблеме низкой загруженности перерабатывающих мощностей
  4. Об экспорте готовой продукции с высокой добавленной стоимостью
  5. О внешних рынках сбыта сельхозпродукции и продуктов ее переработки
  6. О важности объективного баланса спроса и предложения семян подсолнечника

О «ручном управлении»

В последние годы стало особенно заметно, как госорганы, активно используя «ручное управление», вмешиваются в рыночные отношения. Пытаются решать проблемы обеспечения населения недорогими продуктами, развития отечественного сельхозмашиностроения, предприятий по переработке сельхозпродукции. При этом часто не сопоставляют адекватность принимаемых мер ожидаемым результатам, не проводят анализ негативного воздействия таких мер на других субъектов рынка, не пытаются корректировать ранее принятые не эффективные решения.

Стало нормой, что госорганы не учитывают доводы отраслевых союзов о необходимости изменения ситуации и восстановления баланса интересов огромного числа субъектов сельхозпроизводства и ограниченного круга промышленных предприятий. Часто в обоснование своих позиций госорганы ссылаются на поручения Президента страны о необходимости импортозамещения, развитии отечественной промышленности, увеличении экспорта переработанной продукции. Но почему-то умалчивают, что в этих поручениях, по определению, речь идет о поддержке и развитии предприятий, способных выпускать продукцию, востребованную и конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках.

Поскольку не все предприятия являются таковыми, то без ответа остаются объективные вопросы: что делать с предприятиями, которые на протяжении многих лет получали господдержку, но не достигли ожидаемых результатов? Продолжать их поддерживать или применить в отношении них процедуру банкротства?  Каким образом возместить с них потраченные государством ресурсы?

Сегодня же получается так, что не имея объективной оценки госорганы продолжают использовать ограниченные ресурсы государства на поддержку всех промышленных предприятий: и эффективных, которые далее могут работать без господдержки и тех, кого уже не стоит далее поддерживать. И часто делается это в ущерб другим участникам рынка.

Понимают ли госорганы, что такая политика в интересах нескольких промышленных предприятий отражается на благосостоянии и платежеспособности казахстанских фермеров - главного потребителя продукции сельхозмашиностроения и поставщика сырья для перерабатывающих предприятий?

О дискриминационных мерах поддержки

В последние годы наряду с принятием объективно необходимых мер господдержки промышленных предприятий, стали приниматься решения, которые носят дискриминационный характер.

Так, объективно в интересах отечественных промышленных предприятий обнулены ставки импортных пошлин и НДС, субсидируются ставки по займам на пополнение оборотных средств, применяются инвестиционные субсидии на капитальные затраты, субсидируются транспортные затраты при экспорте обработанной продукции и т.д. В целом, при таких мерах господдержки отечественные промышленные предприятия имеют все основания для повышения своей конкурентоспособности перед импортными поставщиками товаров. Всеми ожидалось, что госорганы по истечении определенного времени, проведут оценку эффективности реализованных мер господдержки в разрезе каждого промышленного предприятия, и на основе этого сделают необходимые выводы.

Но мы видим, что госорганы продолжают поддерживать промышленные предприятия, используя дополнительно к объективным мерам еще и другие – дискриминационные. Суть их заключается в том, что в силу недостаточной востребованности продукции, выпускаемой некоторыми отечественными промышленными предприятиями, и затраченными в течение многих лет огромными ресурсами на их поддержку, госорганы пытаются стимулировать их продажи путем ограничения фермеров в праве на свободный выбор приобретения товаров, используемых в сельхозпроизводстве.

На примере сельхозтехники видно, что госорганы нормативными актами установили необоснованно высокий размер утилизационного сбора и плюсом к этому ввели такие нормы субсидий на приобретение сельхозтехники, что многие фермеры вынуждены: либо очень дорого приобрести нужную им импортную сельхозтехнику, либо относительно дешевле приобрести отечественную, которая не подходит им по каким-либо соображениям, в том числе производственным.

Такие дискриминационные меры поддерживают несколько заводов, но, как минимум, сдерживают темпы обновления техники у фермеров, ориентированных на импортную технику, а также ограничивают их возможности повышения производительности труда. А таких хозяйств, создающих основу сельхозпроизводства страны, тысячи!

О проблеме низкой загруженности перерабатывающих мощностей

Часто можно слышать от инициаторов введения ограничения, пошлин или запрета на экспорт сельхозпродукции о существующей проблеме низкой загруженности перерабатывающих мощностей. Но почему этой проблемой озабочены госорганы? Разве вопросы обеспечения загрузки мощностей это, в первую очередь, не проблема самих заводов? Особенно в ситуации, когда введенные мощности, например, по переработке маслосемян в 3 раза превышают годовой объем производства семян подсолнечника.

Почему некоторые предприниматели, зная о существующем системном дефиците сырья, все равно принимали решение строить, а госорганы продолжали поддерживать и отчитываться «наверх» о строительстве очередного завода? Разве они не понимали, что этим усугубляют проблему загрузки мощностей? Почему теперь за осознанно принятые предпринимательские риски владельцев заводов и недоработки госорганов должны отвечать своими доходами другие участники рынка? А введение ограничений на экспорт сельхозпродукции для обеспечения загрузки мощностей заводов рассматривается не иначе, как ограничение предпринимательской деятельности одних субъектов рынка в интересах других. А что, если после оценки эффективности принятых мер окажется, что ожидаемые результаты не достигнуты? Понесут ли ответственность лица, инициировавшие и принявшие такие решения? Учитывая, что эти решения привели к существенному снижению деловой активности и товарных оборотов на рынке, сокращению базы доходов предпринимателей, налоговых и валютных поступлений.

Об экспорте готовой продукции с высокой добавленной стоимостью

Что касается утверждения о необходимости поддержки экспорта муки и сырого масла, как продуктов с высокой добавленной стоимостью, то следует учитывать, что это продукты первичной переработки и сырье для производства готовой продукции (макаронные и кондитерские изделия, рафинированное масло, маргарин и майонез).

Рафинированное масло в Казахстане выпускается 8 заводами полного цикла из 44 действующих. Остальные заводы пока технологически настроены на первичную переработку и выпуск сырого масла. Мощности наших 8 заводов полного цикла позволяют обеспечить внутреннюю потребность в рафинированном масле и занять достойное место на внешних рынках. Именно эти заводы, в первую очередь, нуждаются в мерах господдержки по продвижению их готовой продукции в Китай, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Кыргызстан.

Но сегодня основным поставщиком рафинированного масла в страны Средней Азии и Афганистан является Российская Федерация. Ее доля в суммарных объемах поставки РФ и РК составляет от 82 до 100%. В то же время, по поставкам в эти страны сырого масла наблюдается обратная картина.

Получается, что Россия на среднеазиатских рынках специализируется на поставках рафинированного масла, а Казахстан - сырого. Так, согласно таможенной статистике РК (за сентябрь-декабрь 2021г) в структуре казахстанского экспорта подсолнечного масла в Узбекистан и Таджикистан сырое масло занимает 76%, рафинированное – 24%. Таким образом, по причине увеличения объемов поставки сырого масла мы сокращаем возможности 8 наших заводов увеличить поставки туда рафинированного масла.

Интересный факт. Один из казахстанских заводов с иностранным участием, выпускающий сырое масло, не торопится вводить в Казахстане завод полного цикла с производством рафинированного масла. Возможно, это не в интересах его головной компании, которая может осуществлять поставки в Среднюю Азию своей готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, и ей не выгодна конкуренция со стороны казахстанских заводов.

О внешних рынках сбыта сельхозпродукции и продуктов ее переработки

То, что наши соседи заинтересованы в собственном производстве социально-значимых продуктовых товаров не вызывает сомнения, так как объективно (так же, как Казахстан или любая другая страна) они озабочены обеспечением своей продовольственной безопасности. И не принимать это – невозможно.

Объективно они хотят использовать в качестве сырья, в первую очередь, пшеницу и маслосемена, а не муку или сырое масло. В поставках первичного сырья наши соседи пока полностью зависят от Казахстана. И если мы не предоставим им такое сырье сегодня, то завтра они будут ввозить его из других стран. А когда они вступят в ЕАЭС, то нам придется конкурировать с Россией за рынки наших соседей. Очевидно, что в такой ситуации сложности для наших экспортеров сырья и готовой продукции заметно прибавятся. Рынки наших соседей являются для нас основными практически по всем видам сельхозпродукции и продуктов ее переработки. Учитывается ли такое развитие событий в стратегических документах наших госорганов?

Поэтому нам крайне важно не портить уже существующие, а пока есть время выстроить долгосрочные партнерские отношения с нашими соседями и вселить в них уверенность, что Казахстан для них надежный партнер, обеспечивающий им стабильные поставки первичного сырья, а не вынуждающий их приобретать муку и сырое масло, пользуясь временным преимуществом.

О важности объективного баланса спроса и предложения семян подсолнечника

Ежегодно при формировании баланса спроса и предложения на семена подсолнечника, предлагается:

  1. Оценить объем производства и импорта маслосемян.
  2.  Определить потребность:
  • отечественных заводов полного цикла в сырье для производства и поставки на внутренний рынок рафинированного масла;
  • на семенные и кормовые цели;
  • отечественных заводов полного цикла в сырье для производства и увеличения экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Рассчитанные таким образом объемы семян подсолнечника не должны быть вывезены из страны. А экспорт готовой продукции, при условии обеспечения внутренней потребности, не должен ограничиваться.

Определить экспортный потенциал по семенам подсолнечника. В пределах этого объема постоянный спрос на рынке должен поддерживаться производителями сырого масла и зернотрейдерами. Только в этом случае формируемая ими закупочная цена будет рыночной, что и необходимо для фермеров.

  1. Ввести наблюдение за экспортом. Такая мера не противоречит Соглашению ЕАЭС. Суть ее заключается в мониторинге экспортных отгрузок и после освоения экспортного потенциала - введение полного запрета на вывоз маслосемян и сырого масла.
  2. В случае введения полного запрета на экспорт маслосемян и сырого масла установить фиксированную закупочную цену для заводов полного цикла в «коридоре», согласованном с отраслевыми союзами, представляющими интересы заводов и фермеров. При необходимости пересматривать «коридор» цен.

Зерновой союз Казахстана в очередной раз призывает госорганы принять тот факт, что от благосостояния фермеров и устойчивости их платежеспособного спроса зависит весь агробизнес и смежные с ним производства: производители и поставщики сельхозтехники, семян, средств защиты растений, удобрений, предприятия по переработке сельхозпродукции и производству продуктов питания, зернотрейдеры, а также предприятия транспорта и большое количество других сервисных предприятий. Поэтому во всех программных документах и решениях госорганов необходимо придерживаться подхода, что главным выгодоприобретателем всегда должен быть фермер!

Вернуться к списку новостей