Ожидания участников рынка к началу нового сезона стали заметно тревожные. Предварительный прогноз по урожаю пшеницы в 14 млн. тонн не оправдался в связи с затяжными дождями в период массовой уборки урожая. Не радует зернопроизводителей и качество пшеницы нового урожая.
Что из этого следует?
Затяжная и «влажная» уборка не улучшит ни прогноз по урожаю, ни качество пшеницы. Появятся дополнительные затраты на сушку зерна, что наряду с низкой урожайностью увеличит его себестоимость на 10-12%. Важно, чтобы элеваторы не допустили необоснованного повышения тарифа по причине увеличения спроса на их на услуги по сушке зерна. Если ранее в расчетах экспертов средняя производственная себестоимость пшеницы, например 3 класса, принималась в диапазоне 75-80 тыс. тенге за тонну, то с учетом сложившейся ситуации (низкая урожайность и дополнительные затраты) она может составить 95-100 тыс. тенге.
При текущих условиях можно ожидать следующую структуру урожая пшеницы: 25% от общего объема это 2 и 3 класс, 45% - 4 класс, 30% - 5 класс и неклассная пшеница. Основной спрос со стороны покупателей будет на 2,3 и 4 класс пшеницы. Закупочные цены на них будут формироваться с учетом разницы, ориентировочно в 3-5 тысяч тенге, в зависимости от качественных показателей. Фуражная пшеница нового урожая по предварительным расчетам может составить около 3 млн. тонн и спрос на нее на внутреннем рынке будет формироваться, в основном, со стороны птицеводов. С другой стороны, птицеводам предоставлена возможность импортировать российскую пшеницу. Пока наблюдается паритет цен на казахстанскую и российскую пшеницу (при курсе 4,8 тенге за рубль и текущих внутренних ценах на пшеницу в Российской Федерации). Ситуация может ухудшиться для казахстанских зернопроизводителей, если этот паритет будет нарушен и российская фуражная пшеница станет дешевле казахстанской.
Действующий с апреля 2023 года порядок возврата НДС вынуждает экспортеров зерна и продуктов его переработки снизить закупочные цены, что является дополнительным фактором давления на внутренние цены и, соответственно, сокращения доходов зернопроизводителей.
В текущем сезоне внимание госорганов, на наш взгляд, должно быть обращено, в первую очередь, на нужды отечественного зернопроизводителя. На фоне формирующихся низких цен, а также высокой себестоимости зерна и небольшом количестве товарной продукции нового урожая отечественному зернопроизводителю будет практически невозможно своевременно и полно исполнить свои обязательства перед финансовыми организациями по кредитам и лизингу, перед контрагентами по форвардному закупу, перед поставщиками средств защиты растений и других производственных ресурсов, полученных на условиях отсрочки платежа. Это, в свою очередь, негативно отразится на контрагентах зернопроизводителя, так как они тоже в свое время привлекали кредиты для поставки производственных ресурсов зернопроизводителю. Таким образом, неплатежеспособность зернопроизводителей может привести к дальнейшему мультипликативному эффекту, а также серьезно ограничить их в подготовке к следующей посевной кампании.
Что предлагается?
Для поддержки отечественных зернопроизводителей считаем необходимым оперативно провести заседание Правительства для принятия чрезвычайных мер реагирования на сложившуюся ситуацию, а именно:
- В кратчайший срок выплатить зернопроизводителям все субсидии, имеющие в системе ГосАгро статус «в режиме ожидания» и «в резерве», ускорить рассмотрение поданных, но не рассмотренных заявок.
- Государственным финансовым организациям принять решение о пролонгации сроков исполнения обязательств зернопроизводителей по всем видам кредитов и лизинга до 31 декабря 2026 года.
- По кредитам и лизингу, полученным в банках второго уровня, перевести долг зернопроизводителей в государственные финансовые организации и также пролонгировать сроки его погашения до 31 декабря 2026 года.
- Государственным финансовым организациям погасить текущие обязательства зернопроизводителей перед поставщиками средств защиты растений и других производственных ресурсов. Пролонгировать сроки погашения зернопроизводителями такого долга перед государственными финансовыми организациями до 31 декабря 2026 года.
- Продкорпорации пересмотреть цены окончательного расчета по форвардному закупу в сторону увеличения, но не менее 100 тыс. тенге за тонну.
- Предоставить зернопроизводителям отсрочку по исполнению обязательств по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
- Упростить порядок возврата НДС для экспортеров зерна и продуктов его переработки, в том числе пересмотрев формирование Пирамиды поставщиков.
- Ограничить импорт пшеницы, ячменя и семян подсолнечника только в адрес переработчиков, птицеводов и животноводов посредством введения импортной квоты для них – не более 15% от их производственной мощности. Остальные объемы они должны закупать на внутреннем рынке, обеспечивая платежеспособный спрос и формирование справедливой (рыночной) цены для отечественных зернопроизводителей.
- Министерству торговли: а) не предпринимать меры, создающие ограничения в реализации зерна по справедливым (рыночным) ценам. На рынке должны оставаться две категории покупателей – переработчики и зернотрейдеры; б) отказаться от фиксации цен на продукты переработки зерна и смежные продуктовые товары. Принимать меры по стабилизации внутренних цен согласно поручению Главы государства, озвученном в его Послании.
Текущий сезон будет сложным для наших зернопроизводителей, а для многих он может оказаться последним, и если мы зрелое общество, то и госорганы и бизнес, должны оперативно оказать всемерную поддержку нашим зернопроизводителям, изыскав все необходимые для этого ресурсы, как в свое время были поддержаны наши банки второго уровня.
Нурлан Оспанов