usd523.86eur544.34rub5.11cny71.77
Аккредитован в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан
Аккредитован в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Почему аграрии Казахстана против утилизационного сбора на импортную технику 21.06.2019 в 17:32 956 просмотров

Против ведения утилизационного сбора на импортную сельхозтехнику выступает Зерновой союз Казахстана и многие передовые хозяйства. Аграрии полагают, что заградительная пошлина окончательно лишит их возможности приобретать высокопроизводительную технику и отрежет от внедрения современных агротехнологий

То, что большая часть сельхозтехники в Казахстане давно отработала нормативный ресурс, не секрет. В среднем износ по тракторам и комбайнам оценивается в 80%. Это заставляет сельхозтоваропроизводителей нести огромные расходы на ремонт перед каждым полевым сезоном и снижает производительность труда в отрасли.

При этом темпы обновления парка остаются далекими от оптимальных, на уровне 1-1,5% в год.Тогда как нормативным считается 6%, а ведущие страны и вовсе могут себе позволить 10%.

Казалось бы, в этой ситуации интересы аграриев пересекаются с интересами отечественных машиностроителей. Однако по факту получается, что они прямо противоположны.

История вопроса

На необходимость поддержки работающих в Казахстане заводов, выпускающих трактора и комбайны, внимание правительства регулярно обращали внимание мажилисмены. Так, в 2017 они обращались к тогдашнему премьеру Бакытжану Сагинтаеву, отметив, что в России примерно половинаиспользуемых сельхозмашин - их собственного производства, в Беларуси - 90%, в Узбекистане - 80%.И просили стимулировать спрос на продукцию местных заводов.

Ответ премьер-министра состоял в том, что в настоящий момент основное производство отечественной сельхозтехники заключается в отвёрточной сборке из импортных узлов. При этом уровень казахстанской локализации составляет менее 35%, что приводит к прямой зависимости цены на технику от стоимости комплектующих. В этой связи введение преференции для сельхозтехники казахстанского производства не решает проблему развития отечественного сельхозмашиностроения.

В 2018 просьбу о приоритетной поддержке отечественных сборочных заводов представитель Ассоциации сельхозмашиностроителей Казахстана озвучил в ходе отчётной встречи с Умирзаком Шукеевым, занимавшем тогда пост министра сельского хозяйства - вице-премьера. Ответ и в этот раз был отрицательным:

- Говорить о том, что у нас есть отечественное сельхозмашиностроение - это обман самих себя. У нас идёт узловая сборка. Почему мы должны это поддерживать? Кроме того, мы не считаем нужным диктовать фермерам, что и где покупать. Хочет дешевле - пусть берёт российскую технику. Хочет дороже и производительнее - пусть покупает американскую. Ему выбирать, - отметил Умирзак Шукеев.

Смелые планы

Но мажилисмены попыток не оставили. В начале 2019 депутат Кенес Абсатиров вновь вернулся к этому вопросу, предложив механизм стимулирования спроса на отечественную сельхозтехнику – введение утилизационного сбора на импортные сельхозмашины. Указал он и его предполагаемый размер – 5%. В ответе на этот запрос премьер-министр РК Аскар Мамин сообщил, что правительство ведёт разработку Комплексного плана развития отечественного машиностроения на 2019-2030 годы, который предполагает использование различных мер поддержки.

Очень скоро аграрии узнали, что за меры предложило Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК (курирует машиностроение). Главное - введение утилизационного сбора на импортную сельсхозтехнику. Причём размер его превзошёл даже самые смелые ожидания мажилисменов: не 5%, а от 10 до 30%, в зависимости от вида техники.

Вскоре Министерство энергетики РК подготовило анализ регуляторного воздействия (АРВ) утилизационного сбора на участников рынка. Однако Зерновой союз Казахстана, изучив этот документ, сделал вывод, что ведомство подошло к исследованию, что называется, «с тыла».

В частности, главной проблемой, которую предстоит решить введением сбора, Минэнергетики назвало... отсутствие интереса у аграриев к сдаче отработавшей свой срок техники на переработку.

Здравый смысл подсказывает, что крестьяне не делают этого потому, что им не по карману покупка новых машин. Вот и предпочитают латать старые. Непонятно, каким образом можно решить эту надуманную «проблему», введя утилизационный сбор, который автоматически поднимет стоимость этой самой новой техники ещё на 10-30%.

Странные цены

Возможно, инициаторы нововведения полагают, что после такой вот поддержки отечественных заводов доступнее станет их продукция?

Палата предпринимателей «Атамекен» провела свое исследование ценовых трендов на рынке и сделала вывод – казахстанские автосборочные заводы «подгоняют» динамику цен на свою продукцию под импортные сельхозмашины.

Так, согласно анализу, трактор «Беларус 82» казахстанского завода СемАЗ в 2014 стоил 3,1 млн тенге. А в 2017 – уже 6,7 млн. Рост – 116%.

Комбайн американского производства JD W660 в 2013 стоил 60 млн тенге, а в 2017 – 132,7 млн. Рост – 112%.

То есть динамика схожая. Но если в случае с западной техникой подорожание объясняется снижением курса тенге, то в случае с техникой отечественной сборки – всего лишь ценовой политикой производителя. Вывод - любое дальнейшее увеличение стоимости западной техники будет приводить к росту цен на технику местных заводов.

«Обменные курсы между Россией, Белоруссией и Казахстаном оставались в 2014-2017 годах более-менее паритетными, следовательно, девальвация не должна была привести к существенному увеличению стоимости продукции отечественного машиностроения, если бы не спекулятивный настрой партнёров-поставщиков всех узлов и агрегатов и самих отечественных производителей. Можно сделать вывод, что маржинальность реализации сельскохозяйственной техники отечественными сельхозмашиностроителями искусственно завышается при любом удобном случае», - отмечено в исследовании НПП «Атамекен».

Лучшая альтернатива

Нервный смех сквозь слёзы недоумения у аграриев вызвала такая вот сентенция из АРВ:

«Оптовой и розничной продажей сельскохозяйственной техники, согласно коду ОКЭД, на сегодняшний день занимаются 701 субъекта бизнеса. При этом доля продаж тракторов, комбайнов зерноуборочных и комбайнов кормоуборочных от продаж всех сельскохозяйственной техники в 2018 составила 37%. Таким образом, целевая группа, которую затронет предлагаемое регулирование, в количественном выражении составит 259 субъекта бизнеса».

- Получается, в этом однобоком анализе вообще никак не отражено влияние введения утильсбора на крестьян! –удивился Шокан Бадыхан, исполнительный директор Зернового союза Казахстана. – Разве это не странно: вводится по сути дела новый налог на технику – средство производство, благодаря которому аграрии могут работать и зарабатывать. Но последствия введения утилизационного сбора на их бизнес вообще никак не отражены! А ведь утильсбор замедлит и без того невысокие темпы обновления парка. К тому же сделает недоступной большинству аграрных хозяйств, даже крупных, высокопроизводительную западную технику. У нас есть зерновые компании, которые изначально делали акцент на приобретение техники ведущих мировых производителей. Введение утильсбора в первую очередь ударит именно по ним. Ведь та техника, которую предлагают местные сборочные заводы, их не удовлетворит, поскольку не обладает нужным уровнем производительности и не даёт возможности внедрять передовые агротехнологиии. Например, современные комбайны могут проводить анализ зерна сразу в бункере, показывая качество урожая. Либо есть опрыскиватели, которые благодаря датчикам вносят препараты только там, где это необходимо. Техника казахстанской сборки подобных возможностей лишена, - отметил Шокан Бадыхан.

Кстати, разработчики АРВ указали несколько альтернатив утилизационному сбору, которые также могли бы повысить интерес аграриев к сдаче на переработку старой техники. Самым интересным выглядит предложение по выдаче субсидий за сдачу старья в размере 1,5 млн тенге за одну машину. Однако этот вариант Министерством энергетики был оценён как менее предпочтительный, поскольку потребует выделения из госказны примерно 5,8 млрд тенге ежегодно. Сумма для отрасли небольшая, и категорический отказ от этого варианта выглядит нелогичным. Ведь в этом случае цель (стимулирование обновления парка) была бы достигнута, а скачка стоимости и без того дорогой техники удалось бы избежать.

Последний рубеж

Проанализировав всё это, специалисты Зернового союза Казахстана планировали выступить на общественных слушаниях по поводу новшества (они обязательны по регламенту принятия решения). Однако МИИР РК дважды отменял уже назначенное мероприятие.

- Введение утилизационного сбора планируется с 1 июля, - пояснил Шокан Бадыхан. -  Общественные обсуждения - последний рубеж. Первоначально их назначили на 31 мая. Но по непонятной причине отменили в день проведения, когда большая часть наших аграриев уже приехала в Нур-Султан. Мероприятие перенесли на 6 июня – но снова отменили. Мы поняли, что цель этих действий - сбить настрой наших активистов, тех, кто хотел выступить с критикой. 

Так что назначенное в третий раз мероприятие Зерновой союз уже бойкотировал, вместо этого обратившись с требованием провести полноценные общественные слушания на площадке НПП «Атамекен». Соответствующее письмо было отправлено всем заинтересованным сторонам.

В палате предпринимателей настроены биться за интересы аграриев и добиваться того, чтобы введение утильсбора если не отменили, то хотя бы перенесли.

- Получается, что в угоду трём-четырём заводам в Казахстане, которые собирают примитивные трактора и комбайны, хотят ввести, по сути дела, новый налог на ввоз техники. Даже если это будет примерно 10% от стоимости техники, с каждой единицы трактора или комбайна аграрию придётся переплачивать миллионы. Это очень негативно отразится на темпах обновления парка, и без того изношенного выше критического уровня, - рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен».

При этом говорить о том, что в целом отечественное машиностроение получит от новшества какой-то мощный толчок, не приходится. Ведь местные производители выполняют сборку из частей, привезённых их России и Беларуси. Так что, по сути дела, введение утилизационного сбора – не более чем лоббирование интересов производителей - соседей по ЕАЭС, а также нескольких сборочных производств внутри Казахстана.

Ссылка на источник

Вернуться к списку новостей